ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

ношении или чего не должно быть. Например: То, что вы делаете, делаете НЕ для народа, А для себя. (Л. Толстой. Не могу молчать); Все эти успехи очень удивительны, но по соб ­ ственной несчастной случайности, признаваемой и людьми науки, до сих пор успехи эти НЕ улучшили, А скорей ухуд­ шили положение большинства, т. е. рабочего. (Л. Толстой. «Так что же на.м делать?» ); ...Я заключаю, что жалованье н а ­ значается НЕ по закону требования и предложения, А прямо по лицеприятию. (Л. Толстой. Анна Каренина). Желательное и нежелательное могут меняться местами. Это зависит от особенностей структуры предложения в целом. Например: Я понял, что если я хочу понять жизнь и смысл ее, мне надо жить НЕ жизнью паразита, А настоящей ж и з ­ нью и, приняв тот смысл, который придает ей настоящее человечество, слившись с этой жизнью, проверить его. (Л. Толстой. Исповедь). Обязанность состояла в том, чтобы они судили НЕ ложно, А справедливо. (Л. Толстой. «Воскре­ сение») . 3. Между отрицаемым и утверждаемым однородными чле­ нами выражаются отношения единичности-множественности, а также отношения количественной градации. Например: Семь смертельных приговоров... И это в каждой газете. И это продолжается НЕ неделю, НЕ год, А годы (Л. Тол­ стой. «Так что же вам делать?»). НЕ один и НЕ два таких плана и соображения 'бывало у него в ходу, А десятки (Л. Толстой. «Война и мир»). Один шутник говорил мне, что это теперь уже НЕ рота, А золотой полк: так много их (нищих.— Ф. П.) стало (Л. Тол­ стой. «Так что же нам делать?»). Не два, НЕ три раза, А десятки, сотни раз приходил я в эти положения — то радости, то оживления, то опять отчаяния и сознания 'невозможности жизни. (Л. Толстой. Исповедь). 4. Однородные члены с союзом НЕ.. .А используются Л. Н. Толстым для выражения образно-метафорических сравнительно-определительных отношений типа: это НЕ жен ­ щина, А цветок. В подобных образных сочетаниях не отрицается отрицае­ мое и не утверждается утверждаемое. Здесь компоненты взаимно определяют друг друга по наличию и отсутствию какого-либо существенного признака или качества. Предметность и метафорическая образность придают т а ­ ким однородным сочетаниям особую выразительность и д е л а ­ ют их достоянием художественно-литературного стиля. Это НЕ жеищина, А цветок, и НЕ розан, А какой-то дикий бело-розовый пышный цветок (Л. Толстой.- «Два гусара»). 40

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=