ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976
Белая, как лунь, голова, нафабренные черные усы и загоре лое морщинистое лицо придавали ему на первый взгляд вы ражение строгое и суровое. (Рубка леса, 2, 64),— Ишь ты. красавица, беленькая как сахар, — говорила она, любуясь на Танечку и покачивая головой. (Анна Каренина, 18, 312). Подобные сравнения в силу их частого употребления поте ри новизны, яркости приближаются к устойчивым сочета ниям. Случаи использования сравнительного оборота в качест ве определения единичны. Единичными являются употребле ния сравнительных оборотов и в функции сказуемого, стили стическое назначение "которых в основном указывать на со стояние субъекта. Я — как натянутая струна, которая должна лопнуть. (Анна Каренина, 18, 500). Ты не поверишь, я точно голодная, которой вдруг поставили полный обед, и она не знает, за что взяться. (Анна Каренина, 19, 194), Основная же функция сравнительного оборота (как, впрочем, не только в произведениях Л. Н. Толстого) — о б стоятельственная. И в первую очередь это обстоятельство образа действия. ...то сопело что-то, то трещало, то обсыпалось, то звенели, как стеклу, тонкие льдины. (Воскресение, 32, 61). Она лю бит Аяяу, как сестру, любит тебя, и она удивительная жен щина. « (Анна Каренина, 18, 444). Закрепление сравнительного оборота в основном за об стоятельственной функцией свидетельствует о специализа ций сравнительного оборота в этой функции. И в этом слу ч а е 'вы р аж ени е обстоятельства образа действия сравнитель ным оборотом приближается к морфологизованным средст вам выражения обстоятельства, т. е. наречия. Это позволило профессору В. Н. Мигирину назвать сравнительные обороты аналитическими наречиями. (Ср.: Мы расстались дружески и мы расстались, как друзья). «С многими наречными фор мами конкурируют в литературном языке выражения, пред ставляющие собой сочетание служебного слова «как» с су ществительным, могущим иметь при себе различные согла суемые и несогласуемые пояснительные слова, причем суще- 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=