ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

Белая, как лунь, голова, нафабренные черные усы и загоре­ лое морщинистое лицо придавали ему на первый взгляд вы­ ражение строгое и суровое. (Рубка леса, 2, 64),— Ишь ты. красавица, беленькая как сахар, — говорила она, любуясь на Танечку и покачивая головой. (Анна Каренина, 18, 312). Подобные сравнения в силу их частого употребления поте­ ри новизны, яркости приближаются к устойчивым сочета­ ниям. Случаи использования сравнительного оборота в качест­ ве определения единичны. Единичными являются употребле­ ния сравнительных оборотов и в функции сказуемого, стили­ стическое назначение "которых в основном указывать на со­ стояние субъекта. Я — как натянутая струна, которая должна лопнуть. (Анна Каренина, 18, 500). Ты не поверишь, я точно голодная, которой вдруг поставили полный обед, и она не знает, за что взяться. (Анна Каренина, 19, 194), Основная же функция сравнительного оборота (как, впрочем, не только в произведениях Л. Н. Толстого) — о б ­ стоятельственная. И в первую очередь это обстоятельство образа действия. ...то сопело что-то, то трещало, то обсыпалось, то звенели, как стеклу, тонкие льдины. (Воскресение, 32, 61). Она лю­ бит Аяяу, как сестру, любит тебя, и она удивительная жен­ щина. « (Анна Каренина, 18, 444). Закрепление сравнительного оборота в основном за об­ стоятельственной функцией свидетельствует о специализа­ ций сравнительного оборота в этой функции. И в этом слу­ ч а е 'вы р аж ени е обстоятельства образа действия сравнитель­ ным оборотом приближается к морфологизованным средст­ вам выражения обстоятельства, т. е. наречия. Это позволило профессору В. Н. Мигирину назвать сравнительные обороты аналитическими наречиями. (Ср.: Мы расстались дружески и мы расстались, как друзья). «С многими наречными фор ­ мами конкурируют в литературном языке выражения, пред­ ставляющие собой сочетание служебного слова «как» с су­ ществительным, могущим иметь при себе различные согла­ суемые и несогласуемые пояснительные слова, причем суще- 28

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=