ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

СССР, 1970), в которой впервые фиксируются сведения о трех- и четырех 1 чтенных простых словосочетаниях (стр. 498—503; 537—639; автор раз­ дела — Н. Ю. Шведова). 5. Портрет — «Изображение какого-н. человека на картине или фото­ графии». (Словарь Ожегова под ред. Н. Ю. Шведовой, 1972, стр. 519). 6 . При исследовании семантических отношений внутри словосочетаний невозможно обойтись без учения о лексических функциях и лексических параметрах, принадлежащего И. А. Мельчуку. 7. Из — «1. Обозначает направление действия (подчеркнуто нами.— Т. Т.) откуда-н., источник, место, откуда исходит что-н.» (СО, стр. 220). Е. Б. КОЛЫХАНОВА (Мичуринск) - СРАВНЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л. Н. ТОЛСТОГО Л. Н. Толстой, придавая большое значение ясности, точг ности выражения мысли и протестуя против условного я зы ­ ка романтической поэзии по поводу использования сравне­ ний в своих произведениях, писал следующее: «Сравнение употребляется или чтобы, сравнивая худшую вещь с лучшей, показать, как хороша описываемая вещь, или, сравнивая не­ обыкновенную вещь с обыкновенной, чтобы дать о ней яс­ ное понятие»2. Сравнения в анализируемых художественных произведе­ ниях Л. Н. Толстого употребляются крайне р ед к о 3. Причем в ранних произведениях их почти нет. Писатель использует сравнение только там, где его нельзя не употребить, где оно необходимо для описания, сопоставления, для более яркой характеристики образа, предмета. Предметы и явления, ко­ торые берутся для сравнения, всегда очень просты. Птица, как стрела, спустилась и взмыла опять кверху. (Анна Каренина, 18, 194) 4. По подмосткам лесов сновали, как муравьи, забрызганные из­ вестью рабочие. (Воскресение, 32, 239). И светлый туман, как пар, подымался над шумящей рекой. (Набег, 2, 25). Описанию сравнений в произведениях того или иного пи­ сателя посвящено множество работ к а к в семантическом, так 25

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=