ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

ское, моральное. Писатель же, соединяя эти слова, как бы совмещает оба указанных плана и создает запоминающуюся деталь общей картины бала — образ крепостных музыкантов в состоянии полного физического и морального изнеможения. Если в первой части рассказа реализм лишь время от вре­ мени прорывается сквозь восторженное романтическое п о ­ вествование, то события после б а л а представлены так, к а к их может видеть «трезвый реалист», который «сумел под­ няться в этих сценах до вершин критического осмысления безнравственности, преступности, антигуманности деспотиз­ ма с амод ерж а ви я»8. Особенно активно используются здесь глаголы, которые, как отмечают исследователи, контрастны по своей семантике словам (преимущественно определитель­ ным), изображающим картину бала. Н а этом фоне особую значимость получают компоненты таких окказиональных с о ­ четаний, как ВИЗГЛИВАЯ МЕЛОДИЯ и ЖЕСТКАЯ МУ­ ЗЫКА, включенных в следующие контексты: «Но это была какая-то другая, ЖЕСТКАЯ , нехорошая МУЗЫКА» (11); «...не переставая повторяли все ту же неприятную, В И З Г Л И ­ ВУЮ МЕЛОДИЮ» (12). Словосочетания ВИЗГЛИВАЯ М ЕЛОДИЯ и ЖЕСТКАЯ МУЗЫКА построены по типу семантической дисгармонии со­ четающихся слов. В самом деле, МЕЛОДИЯ — «певучая по­ следовательность звуков, образующих музыкальное единст­ во»; ВИ ЗГЛИВЫЙ — «звучащий с визгом, то есть высоко и резко». Кроме того, слово ВИ З ГЛИВЫЙ в отличие от слова МЕЛОДИЯ чаще всего обозначает признак, соотнесенный с живым существом и использующийся, ка к правило, для от­ рицательной характеристики этого существа. Сочетая эти слова, писатель создает сложный, внутренне противоречивый образ необычной музыки, резко противоположной той, ко то ­ рая звучала в душе Ивана Васильевича после бала. Включе­ ние слова ВИЗГЛИВАЯ в контексте подготавливается при ­ лагательным НЕПРИЯТНАЯ , которое в определенной мере поясняет его. Отметим также, что к ближайшему словесному окружению рассматриваемого словосочетания относится дважды повторенный эпитет Ч Е РНЫЙ , непосредственно уч а ­ ствующий в создании общей зрительной картины: «...стал различать много ЧЕ РНЫХ людей»: солдаты в Черных мун ­ дирах стояли двумя рядами друг против друга». Еще более выразительно словосочетание ЖЕСТКАЯ МУ­ ЗЫКА. Его компоненты соотносятся с разными понятийными сферами и в обычной речи, как правило, не сочетаются. МУ- 14

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=