ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976
обильных примеров. Во-вторых, то, что анафоризированный абзац как фигура русского литературного языка, конечно, и не то явление, какое некоторые читатели с позиций несуще ствующей суровой нормы языка порицают и даже относят к малоизвинительным фактам речетворчества великого ром а ниста. В-третьих, выборка убеждает, что абзац с анафориче скими рядами — эту многоликую по функциям фигуру старого и нового син т ак си с а— правильнее'было бы считать стабиль ной частью общей речевой системы Л ь в а Толстого, поскольку она — регулярно воспроизводимое стилистическое средство в составе его многоярусных синтаксических единств (другими словами — неотъемлемое звено его сложного стилистического синтаксиса). Наша выборка показывает далее: у художника такой вы сокой индивидуальности в области синтаксической инстру ментовки текста, каким в русской прозе навсегда остался Лев Толстой, рассматриваемое явление никак не может быть случайным. Случайное для такого художника — н е д о п у с т и м о. Анафоризированные части аб зац а у Ль ва Толстого груп пируются с установкой на восприятие максимальной силы при сравнительно минимальных з атра т ах языкового м а т е р и а ла (понятие «минимальные затраты», разумеется, мыслится применительно к категориям синтаксических единств сверх- максимальной длины). Структурная решетка абзаца, схема размещения членов анафорического ряда и синтаксических компонентов, анафоризируемых этими членами, помимо целей создания гармонического соответствия — логического, синтак сического и эвритмического,— преследуют еще и неуклонно быстрый рост симметрии эмфатических акцентов и стреми тельное восхождение интонационной вершины, которая в этом случае приходится только на последний член ряда. В художественной речи Льва Толстого «высоким потенци алом впечатления» обладают абзацы, структурные решетки которых опираются либо на последовательно выдержанную конденсацию членов анафорического ряда (члены ряда входят в каждую часть аб зац а ), либо на непрерывную интеграцию их во всей цепи частей (предложений), кроме заключитель ной. Эта заключительная часть (предложение) абзаца, не подвергаясь анафоризации, как бы прессирует все предшест вующие параллельные построения: являясь выражением ло гического следствия |(часто — широким обобщением) из всего того, что составляло смысл параллельных построений, она 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=