ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

(периодов) ; некоторые комбинации частей абзаца и членов анафорического ряда создают условия для перерастания (перехода) анафоризированной композиции в композицию п е ­ риодическую (с паратактической или гипотактической связью частей — повышения и по ниже ни я )— а н а ф о р и ч е с к и й п е р и о д . Цельный абзац (или его значительная часть) подчиняется такому анафорическому движению, когда весь ‘словесный материал располагается по заданной (выбранной автором) градации. Градуирование дается как по восходящей (кли ­ максу), так и по нисходящей (антиклимаксу) логико-пред­ метной линии. Секвенционная цепь членов' анафорического ряда, полностью согласуясь со смысловыми и стилистически­ ми установками писателя, во многом определяет, а чаще создает структурную решетку абзаца. Схемы этой решетки не одинаковы, т ак к а к идет не простое нанизывание после­ дующих анафоризированных частей к предыдущим,— проис­ ходит упаковка словесного (материала в абзац по моделям, наиболее ‘благоприятным .(подходящим) для художественного воплощения замысла. Это означает, что поскольку цельное слагается из частного и поскольку расширенная анафора со- > стоит из интонационно-синтаксической секвенции повторяю­ щихся (параллельных) средств, постольку в абзаце к а к в структурно замкнутом синтаксическом целом эти средства комплектования анафорического ряда в «огромных степенях» (Л. Толстой) очерчивают ритмико-динамическую схему ана- форизированного абзаца. Планы содержания и выражения в абзаце с анафориче­ ским рядом исключительно тесны. Анафорический р яд так увязывает (упаковывает) части аб з ац а и придает ему такую структурную и интонационную округлость, что невозможно безболезненно опустить какие-то звенья, не сместив строй (лад) всего синтаксического единства: помимо появления смысловой ущербности, в абзаце; заметно расшатывается композиционное равновесие частей; вся конструкция дефор ­ мируется в сторону обычных — без «эстетического ожидания» (Л. Сабанеев) — многокомпонентных абзацев; стилистиче­ ский эффект (стилистический упор), присущий анафоризиро- ванному абзацу, угасает, сводится на нет. У Ль ва Толстого заключительная часть абзаца особенно зависит от предшествующих анафоризированных компонен­ тов; в этом- отношении она очень похожа на понижение з а ­ ключительных периодов. Например: 8* 115

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=