ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

ным языковым оболочкам, в которые облекается физически ощутимое напряжение авторского восприятия мира (изобра­ жаемого) и читательского сопереживания его. Есть и еще одна сторона дела: в литературно-художественных произве­ дениях нередко используется речевой материал, какой служит для связи (спайки) или удобного объединения (расположе­ ния) композиционных частей текста. JI. В. Щерба назвал этого рода материал у п а к о в о ч н ы м . Анафорический ряд является своеобразным упаковочным материалом в абзаце; иногда он связывает абзацы в более крупные композицион­ ные единства (многоступенчатые построения; многокомпо­ нентные композиции; суперфразы и т. п.). И опять-таки: для синтаксической системы Ль ва Толстого анафорические ряды д аж е в этой последней функции не составляли инородного материала; наоборот: они как нельзя лучше в п и с ы в а л и с ь в синтаксическую архитектуру писателя, так как значительно удовлетворяли его неизменной заботе — «достигать такой вы­ соты своим языком, что гл а з ам больно, до чего вы ясно видите...»5 В художественной прозе Ль ва Толстого строение абзацев с анафорическими рядами известным образом типи зовано6. Отбор членов анафорического ряда и особенно их р а зм е ­ щение являются 'решающими факторами в организации аб ­ заца. Поэтому законы писательского труда отводят всякую попытку отрицать психологическую обусловленность той или иной модели анафоризированного абзаца: чувство ритма и перспектива ожидания стыка н ачала и конца «глубоко эш е ­ лонированного» построения входят в абзац как некие слит­ ные величины усиления определенных эмоций, которые выте­ кают из содержания и соотношения компонентов картины и которые по мере их развития как-то оцениваются автором и его индивидуально-художественным кредо. Нам могут сказать, что это не так. Это, действительно, может показаться не так, если не очень обращать внимание на те свойства анафорических рядов, какие определяются систематизированным размещением в них цепи синтаксиче­ ски тождественных или абсолютно тождественных компонен­ тов (мы их в свое время назвали членами анафорического ряда) 7. Анафорический ряд, вливаясь в абзац как ритмизованный материал определенной синтаксико-стилистичеокой силы, при ­ вносит в его структуру ритмико-мелодические нюансы, во многом напоминающие приметы периодических построений 114

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=