ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

бардами, что очень не шло к нему; но те же .были простые приемы, открытое, честное, с крупными чертами лицо, умные блестящие глаза и ласковая, как будто детская улыбка. ...его добрый, внимательный взгляд снова польстил мне и р а ­ достно смутил меня. Только теперь я заметила из-за его на первое впечатление веселого лица этот ему одному принадлежащий в згляд — •сначала ясный, а потом все более и более внимательный и несколько грустный. (Л. Н. Толстой, «Семейное счастье»). Местами черты этого портрета перемежаются с рассужде­ ниями персонажа (Маши), местами они перемежаются с повествованием о действиях персонажей, об их впечатлени­ ях. Вследствие этого в тексте повести между приведенными предложениями определительных связей нет. Они вытеснены другими связями. Таким образом, портретные описания у Л. Н. Толстого производятся с применением широкого арсенала синтаксиче­ ских средств. Они могут составлять отдельные складни с пре­ обладанием определительных связей, могут охватываться ска- зуемными отношениями, могут размыкаться, сливаясь то с 'повествованием, то с рассуждением, причем явления, х а р а к ­ терные для складней с определительными отношениями, сме- ; няются другими: противительными, уступительными, след ­ с т в и я , причины, временными и т. д. ПРИМЕЧАНИЯ: * См., например, В. В. Виноградов. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. Изд. АН СССР, М., 1963, стр. 198. См. также: История русской литературы XIX века под ред. проф. С. М. Петрова, Учпедгиз, М., 1963, стр. 644.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=