ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

других солдат, полковника и образ обстановки, важнейшей деталью которой является «нехорошая, жесткая музыка». Обе эти картины органически связаны центральным образом рассказчика, Ивана Васильевича, который повествует и о бале и о нака зании солдата, сопровождая сообщение выр а ­ жением своих чувств и оценок. Эти чувства и оценки я в л я ­ ются основой идейного стержня произведения. Средства выражения симпатий и антипатий главного ге­ роя образуют две разновидности. В 1-ю входят такие, к о ­ торые можно охарактеризовать как ПРЯМЫЕ И Н ЕП О ­ СРЕДСТВЕННЫЕ . Они предельно ясны, просты и находят­ ся как бы н а поверхности. Примером могут служить х а р а к ­ теристики Вареньки: СТРОЙНАЯ , ГРАЦИОЗНАЯ , В ЕЛИ Ч Е ­ СТВЕННАЯ, у нее ЦАРСТВЕННЫЙ ВИД и т. д. 2-я р а зно ­ видность включает более сложные средства выражения, тре ­ бующие осмысления, а в отдельных случаях и «расшифров­ ки». Как уже было сказано, их возникновение связано с бо ­ лее «глубинными» семантическими процессами. К ним о т ­ носятся слова, входящие в ненормативные словосочетания. Обратимся к материалам. На фоне прямых восторженных оценок Вареньки в 1-й части р ас ска за представлены следующие оценки и х а р а к ­ теристики: «...На предмете моей любви были всегда Б РОН ЗОВЫ Е ОДЕЖДЫ» ; «Чем сильнее я был влюблен, тем БЕСТЕЛЕС - НЕЕ СТАНОВИЛАСЬ для меня ОНА»; «...Всегда веселая УЛЫБКА и рта, и прелестных блестящих глаз, и ВСЕГО ее милого, молодого СУЩЕСТВА». Первые два контекста взяты из запальчивой тирады И в а ­ на Васильевича, направленной против современной ему мо­ лодежи с ее слишком «практическим» взглядом на любовь, против тех молодых людей, которые «кроме тела ничего не видят» и могут не понять таких отношений, когда предмет любви воспринимается как бы в бронзовых" одеждах или же кажется бестелесным. Таким образом, развернутый контекст разъясняет читателю причины, побудившие писателя создать столь непривычные сочетания слов. В словосочетании БРОН ЗОВЫ Е О Д ЕЖ ДЫ многоплано­ вым и семантически емким является слово Б РОН ЗОВЫЙ ловари фиксируют следующие традиционные значения это ­ го слова: 1. «сделанный из бронзы», «цвета бронзы»; 2. спе­ циальные «бронзовый век», «бронзовая болезнь», «брон­ зовый вексель». В рассказе же это слово в соответствии с П

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=