ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976
кисточками. Он, беспокойно и. сердито оглядываясь, вошел в комнату, как будто всего боялся в большой комнате,' куда вошел. Он неловким движением, придерживая шпагу, обр а тился к Чернышову, спрашивая по-немецки, где государь... (J1. Т., «Война и мир»). Здесь в последних двух предложениях сообщаются после довательные действия только что описанного персонажа, и дальше идет явное повествование. Показыва я богатство дома, в котором гостил разоривший ся Никита Серпуховский, JT. Н. Толстой вплетает портреты хозяина и хозяйки в описание «роскошного вечернего чая в роскошной гостиной»: ...Хозяин был красавец лет двадцати пяти, свежий, холе ный, расчесанный. Он дома был одет в свежую широкую, тол стую пару, сделанную в Лондоне. На цепочке у него были крупные дорогие брелоки. Запонки рубашки были большие, тоже массивные, золотые, с бирюзой. Борода была а 1а Н а по леон III, и мышиные хвостики «были напомажены и торчали так, как только могли это произвести в Париже. На хозяйке было платье шелковой кисеи с большими пестрыми букетами, на голове большие золотые, какие-то’ особенные шпильки в густых, хоть и не вполне своих, но прекрасных волосах. На руках было много браслетов и колец, и все дорогие. Самовар был серебряный, сервиз тоненький. Лакей , великолепный в своем фраке, стоял у двери, ожидая приказаний. Мебель бы ла гнутая, изогнутая и яркая; обои темные, большими цвета ми. Около стола звенела серебряным ошейником левретка, необычайно тонкая, которую звали необычайно трудным аглицким именем, плохо выговариваемым обоими, не знавши ми по-аглицки. В углу, в цветах, стояло фортепьяно, incruste. От всего веяло новизной, роскошью и редкостью. Все было очень хорошо, но на всем был особенный отпечаток излишка, богатства и отсутствия умственных интересов. (Л. Т., «Хол- стомер»). Так портретные описания сливаются с описанием интерье ра, понимаемого писателем довольно свободно. Встречаются портреты, слитые с рассуждением. Р яд син таксических явлений, характерных для концентрированного портрета, при этом исчезает, сменяясь другими явлениями. Чаще всего определительные связи между законченными предложениями, сменяются однородными связями констати рующих предложений. 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=