ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

кисточками. Он, беспокойно и. сердито оглядываясь, вошел в комнату, как будто всего боялся в большой комнате,' куда вошел. Он неловким движением, придерживая шпагу, обр а ­ тился к Чернышову, спрашивая по-немецки, где государь... (J1. Т., «Война и мир»). Здесь в последних двух предложениях сообщаются после­ довательные действия только что описанного персонажа, и дальше идет явное повествование. Показыва я богатство дома, в котором гостил разоривший­ ся Никита Серпуховский, JT. Н. Толстой вплетает портреты хозяина и хозяйки в описание «роскошного вечернего чая в роскошной гостиной»: ...Хозяин был красавец лет двадцати пяти, свежий, холе­ ный, расчесанный. Он дома был одет в свежую широкую, тол ­ стую пару, сделанную в Лондоне. На цепочке у него были крупные дорогие брелоки. Запонки рубашки были большие, тоже массивные, золотые, с бирюзой. Борода была а 1а Н а по ­ леон III, и мышиные хвостики «были напомажены и торчали так, как только могли это произвести в Париже. На хозяйке было платье шелковой кисеи с большими пестрыми букетами, на голове большие золотые, какие-то’ особенные шпильки в густых, хоть и не вполне своих, но прекрасных волосах. На руках было много браслетов и колец, и все дорогие. Самовар был серебряный, сервиз тоненький. Лакей , великолепный в своем фраке, стоял у двери, ожидая приказаний. Мебель бы­ ла гнутая, изогнутая и яркая; обои темные, большими цвета­ ми. Около стола звенела серебряным ошейником левретка, необычайно тонкая, которую звали необычайно трудным аглицким именем, плохо выговариваемым обоими, не знавши ­ ми по-аглицки. В углу, в цветах, стояло фортепьяно, incruste. От всего веяло новизной, роскошью и редкостью. Все было очень хорошо, но на всем был особенный отпечаток излишка, богатства и отсутствия умственных интересов. (Л. Т., «Хол- стомер»). Так портретные описания сливаются с описанием интерье­ ра, понимаемого писателем довольно свободно. Встречаются портреты, слитые с рассуждением. Р яд син­ таксических явлений, характерных для концентрированного портрета, при этом исчезает, сменяясь другими явлениями. Чаще всего определительные связи между законченными предложениями, сменяются однородными связями констати ­ рующих предложений. 108

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=