ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

Эти глаза особенно поразили Евгения. И когда он думал о |Л и з е , он видел всегда перед собой эти ясные, кроткие, д о ­ верчивые глаза. Такова она была физически... (Л. Т., «Дьявол»). Соотносительное слово такова, являющееся сказуемым, 'охватывает содержание всего складня. Подобно этому в п р е ды д ущ ем складне определительное отношение выражено f повторением слов «м-ль Варенька». Наряду с такими реалистическими описаниями у Л. Н. Толстого оказываются особо эмоциональные описания, как ■портрет Кити в романе «Анна Каренина»: Кити была в одном из своих счастливых дней. Платье не теснило нигде, нигде не спускалась кружевная берта, розетки не смялись, не оторвались;' розовые туфли на высоких вы ­ гнутых каблуках не жали , а веселили ножку. Густые косы ■белокурых волос держались как свои на маленькой головке. . Пуговицы все три застегнулись, не порвавшись, на высокой ■перчатке, которая обвила ее руку, не изменив формы. Черная бархатка медальона особенно нежно окружила шею. Бархат - i, ка эта была прелесть, и дома, глядя в зеркало на свою шею, Кити чувствовала, что эта бархатка говорила. Во всем дру ­ гом могло еще быть сомненье, но б архатк а была прелесть. Кити улыбнулась и здесь на бале, взглянув на нее в зеркало. В обнаженных плечах и руках Кити чувствовала холодную ; мраморность, чувство, которое оно особенно любила. Глаза блестели, и румяные губы не могли не улыбаться от сознания своей привлекательности. (Л. Т., «Анна Каренина»). Портрет Кити дан как ряд радостных восприятий самой ■Кити. Это позволяет писателю изображать одну з а другой / части ее туалета, не упоминая о Кити. И вот в то время как в обычном портретном описании все соотносится с одним предметом — данным персонажем, а это приводит к опреде- I лительным связям законченных предложений,— в портрете , Кити одно за другим следуют констатирующие предложения, ■настолько слабо связанные друг с другом, что их можно ме- ,| нять местами: Густые косы белокурых волос держались как свои на маленькой головке. Платье не теснило нигде... Черная б ар - 't хатка медальона особенно нежно окружила шею... Пуговицы все три застегнулись, не порвавшись, на высокой перчатке, которая обвила ее руку, не изменив формы. Но длительное описание одного и того же, предмета з а к о ­ номерно обусловливает появление определительных связей: 105

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=