ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

присоединения достигается за счет постановки точки перед присоединенной частью, что передает и прерывистость речи. Как многоточие, так и точка не случайны при оформлении •присоединительных конструкций, содержащих отношения контраста. Эти знаки препинания, в отличие от запятой, вос­ производят более резкий интонационный переход от одной части высказывания к другой и способствуют их логической разобщенности. Внутреннее смысловое несоответствие обеих частей сообщения, таким образом, имеет и внешнее проявле­ ние. %\ Рассмотренные присоединительные конструкции позволя­ ют считать их своеобразным средством создания экспрессив­ ности синтаксиса Л. Н. Толстого. Стилистические функции их разнообразны: это передача различных чувств, эмоциональ­ ного состояния и настроения, взволнованности речи и др. И. А. ФИГУРОВСКИЙ (Петропавловск) НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИНТАКСИСА ПОРТРЕТНЫХ ОПИСАНИЙ Л. Н. ТОЛСТОГО I Как известно, сконцентрированные в одном месте порт­ реты считаются в литературоведении внесюжетными элемен ­ тами. Это интересно в том отношении, что концентрирован­ ные портреты и с точки зрения структуры текста выступают как элементы текста, так или иначе отграниченные от осталь ­ ной ткани произведения и отличающиеся характерными син ­ таксическими явлениями- Большим мастером портрета я в л я ­ ется Л. Н. Толстой. В портретных описаниях бывает много предметных членов предложения. Это . свойственно и портретным описаниям , Л. Н. Толстого. Например: >■ Д я д я Ерошка был огромного роста казак, с седою, как лунь, широкою бородою и такими широкими плечами и гру ­ дью, что в лесу, где не с кем было сравнить его, он ка зался невысоким: так соразмерны были все его сильные члены. На нем был оборванный подоткнутый зипун, на ногах обвязан- I ные веревочками по онучам оленьи поршни и растрепанная белая шапчонка. З а спиной он нес чрез одно плечо кобылку и мешок с курочкой и копчиком для цриманки ястреба; через Другое плечо он нес на ремне дикую убитую кошку; на спине 101

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=