ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1976

Г. С. Б ОЯ РИНЦ Е В А (Саранск) ФУНКЦИЯ НЕНОРМАТИВНЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА» В настоящей статье рассматриваются главным образом такие случаи, когда процессы семантического преобразования слова прослеживаются на уровне контекстов трех типов (ми­ нимального, развернутого и максимального), однако особое внимание уделяется минимальным контекстам, представляю­ щим собой «©нормативные сочетания слов. Вместе с тем а в ­ тор пытается раскрыть обусловленность исследуемых про­ цессов содержанием и идейной направленностью произведе­ ния и охарактеризовать эстетические функции нестандарт­ ных словосочетаний, имеющихся в рассказе. В рассказе «После бала» представлены типичные особен­ ности разговорной формы литературной речи. В лингвисти­ ческой литературе подробную характеристику получили т а ­ кие средства .(главным образом, стилистические), с помощью которых создается контрастное описание бала и экзекуции, определены группы наиболее «активной» (частотной) лек ­ сики. Однако некоторые «глубинные» процессы семантического преобразования слов в контексте рассказа изучены вообще недостаточно. Оценка роли тех или иных элементов художе­ ственного текста далеко не всегда может основываться на учете количества этих явлений. Нередко многочисленные и поэтому, на первый взгляд, кажущиеся очень значимыми группы слов образуют лишь фон, окружение, на котором про ­ являются эстетические свойства специально созданного «клю­ чевого образа». При этом средства -выражения этого образа могут быть и не слишком «частотными» в данном тексте. Например, слов со смещенной семантикой (следователь­ но, с каким-либо смысловым приращением) в анализируе­ мом рассказе немного (около 15), однако, как это будет показано ниже, все они в плане эстетическом особенно зн а ­ чимы. В произведении, как известно, представлено описание двух картин — бала и экзекуции. В каждой из них объеди­ няются соответствующие ей образы: Вареньки, полковника, хозяйки, дам и кавалеров, а т а кж е образ самого зала, в ко­ тором проходит бал (1-я картина); истязуемого солдата, 10

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=