ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.
ченности, не могут создавать всего стилистического многооб разия, какое свойственно формам прямой речи. И все же, пользуясь главным образом отбором лексики, фразеологии, словосочетаний и частично структурой предложений, Толстой передает основную стилистическую окраску речи персонажей очень ярко, например: «Она говорила, что граф умер так, как и она желала бы умереть, что конец его был не только трогателен, но_ и назидателен; последнее же свидание отца с сыном было до того трогательно, что она не могла вспом нить его без слез, и что она не знает — 'кто лучше вел себя в эти страшные минуты: отец ли, который так все и всех вспомнил в последние минуты и такие трогательные слова сказал сыну, или Пьер, на которого жалко было смотреть, как он был убит и как, несмотря на это, старался скрыть свою печаль, чтобы не огорчить умирающего отца» (I, XXI). Достаточно сопоставить несколько конструкций с косвен ной речью, чтобы увидеть стилистическую разницу, которая создается писателем в зависимости от того, кто говорит, к а кова тема разговора и в каких условиях происходит разговор: бывает ли он свободным, непринужденным или же вынуж денным обстоятельствами, неприятным и тяжелым для говоря щего, что заставляет выдержать его в определенном тоне; передается частный случай, единичное высказывание лли же обобщается ряд высказываний по одному и тому же поводу; в формах косвенной речи при сохранении ее синтаксических норм могут отражаться индивидуальные ее особенности и черты характера говорящего и общий тон. а) Оживленный разговор на бытовую тему, слова девуш ки, горничной: «Маленькая княгиня и m-lle Bourienne полу чили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лест ницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал за ним» (III, III). б) Типичные высказывания, раскрывающие характер и стиль говорящего: «Жерков, после своего изгнания из глав ного штаба, не остался в полку, говоря, что он не дурак во фронте лямку тянуть, когда он при штабе, ничего не делая, получит наград больше, и умел пристроиться ординарцем к князю Багратиону» (II, V i l l ) . в) Объяснение с Пьером сердитой старшей княжны после смерти Графа Безухова, разговор требовал от нее собран ности и сохранения собственного достоинства: «Опуская гла за и беспрестанно вспыхивая, она сказала ему, что очень 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=