ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

Иногда косвенный вопрос относится к глаголу или сущест­ вительному со значением размышления, сомнения, колеба­ ния: «Выехав на дорогу, он придержал лошадь в нереши ­ тельности: ехать по ней, и ли пересечь ее и ехать по черному полю в гору» (III, X III). «В ту минуту как кавалергарды , м и ­ новав его, скрылись в дыму, Ростов колебался, скакать ли ему за ними или ехать туда, куда ему нужно бы ло » (III, XVII). Или же вводящий глагол не содержит вопроса, вопроси­ тельное значение придаточного определяется его структурой: вопросительным союзным словом или частицей-союзом ли, например: «Ростов ехал шагом, не зная, зачем и к кому он теперь поедет» (III, XV III). «И Пьер, со страхом вспоми­ ная, не сделал ли он чего-нибудь предосудительного, крас­ нея, о глян ул ся вокруг себя» (III, I). Д л я введения содержания мыслей используется также оборот п р иш ло в голову , «...ему приш ло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого по­ ложения...» (II, XII). Как при построении конструкций с прямой речью, так и в конструкциях с косвенной речью писатель может предста­ вить слушающего, воспринимающего речь другого лица, тог­ да косвенная речь вводится глаголами восприятия: слышать, услышать, узнать; они служат в главном предложении ск а ­ зуемым, к которому непосредственно относится придаточное косвенной речи; или главное предложение строится по схеме: он слышал, ему был слышен, слышно было, он у зн а л . Кроме того, Толстой ядром главного предложения делает слово слух. При этом наблюдается разнообразие форм и оборотов, н а ­ пример: «...она до такой степени непреодолимо боялась к н я ­ зя, что, услы хав о том, как он не в духе, она решилась не выходить» (III, II I); «Ростову страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев-людей, из всех этих блестящих, на тысячных лошадях, богачей, юношей, офицеров и юнкеров, проскакавших мимо его, после атаки осталось только осьмнадцать человек» (III, XVII). Л. Толстой уделяет большое внимание мимике, жестам, движениям, которые иногда заменяют слова; в таких случа­ ях в конструкциях с косвенной речью передается предпола­ гаемая словесная речь, ясная или неясная по значению, по­ нятая или не понятая адресатом. Так Толстой строит немой разговор, основанный на дополнительных средствах общения: «Пьер опять вопросительно посмотрел на А н н у М ихайловну, спрашивая теперь, что ему делать. Анна М ихайловна г л а за ­ 91

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=