ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.
офицеры рассказывали о блестящей победе, о занятии города Buuiay и взятии в п лен целого французского эскадрона» (III, X); «И князь Д о л го р у к о в быстро и неясно рассказал план флангового движения Вейротера» (III, XI ) . «Князь Ба г ратион прика зал двум батальонам их центра идти на под крепление направо» (II, XVII). Простые предложения тако го типа соотносительны со сложноподчиненными и свободно трансформируются в сложные: рассказывал, что была одер жана блестящая победа ( что победа была блестящей), что был занят город В иш ау и взят в плен целый французский эскадрон; рассказывал, каков план флангового движения Вей ротера; приказал, чтобы два батальона из центра ш ли на подкрепление направо ( при ка за л двум батальонам из центра, чтобы они шли на подкрепление направо). Это грамматичес кие синонимы. Кроме того, косвенная речь может включаться в текст с помощью вводных предложений: «Сам Кутузов, как сказа ли князю Андрею , находился в избе с князем Багратионом и Вейротером» (II, XI I I ) ; Он ничего не ел и дурно спал эту ночь, как говорили приближ енные » (III, XI) . В таких конст рукциях вводное предложение соответствует главному, вводя щему придаточное косвенной речи: Князю .Андрею сказали, что сам Кутузов находится в избе; Приближенные говорили, что он ничего не ел и дурно спал эту ночь. Грамматическая зависимость косвенной речи от автор ской вводящей части ограничивает ее синтаксические и ин тонационные возможности; формой косвенной речи нельзя пе редать синтаксическое многообразие живой разговорной ре чи; автор менее свободен в выборе лексики и морфологичес ких форм, возможных в прямой речи. Писатель прибегает к формам косвенной речи, когда по ходу описываемых событий персонаж рассказывает о том, что уже известно читателю, тогда косвенная речь с ее способностью к сокращению ока зы вается необходимым стилистическим приемом, передающим ситуацию без лишних подробностей, например: «Проснув шись утром, она рассказы вала Ростовым и всем знакомым подробности смерти графа Б езухова» (I, XXI); или же кос венная речь используется тогда, когда подробности рассказа персонажа читателю не нужны: «Он, нагнув голову и расста вив большие ноги, стал доказывать Анне П авловне, почему он полагал, что план аббата был химера» (I, II). Стилистическая роль вводящей части заключается в том, что она дает общую оценку вводимой ею части, определяет ее модальную окраску, например: «Он доложил князю Б а г 7 * 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=