ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.
м. к. милых КОНСТРУКЦИИ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ и их СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР» Основными особенностями языка и стиля «Войны и мира» академик В. В. Виноградов считал двуязычие (русский и французский язык), социальную дифференциацию речи пер сонажей и внутренние монологи. Все эти стороны детально рассматривались в лингвистической литературе. Во всех по следних работах В. В. Виноградов привлекал внимание ис следователей к речевой структуре художественной прозы, к анализу разных форм речи, сочетающихся в произведении, к видам соотношений монолога во всем своеобразии его ти пов и диалога. Однако сам он говорил о диалоге, представ ленном в форме прямой речи, и о несобственно-прямой ре чи, используемой преимущественно для передачи внутренних монологов. Особенно много работ посвящено у нас несобст венно-прямой речи. Конструкции с косвенной речью пока ос таются в тени, хотя их роль в структуре авторского повество вания очень велика. З ад а ча данной статьи заключается h определении стилис тических особенностей косвенной речи в авторском повест вовании «Войны и мира». Материал ограничивается I-м то мом; выбран он целиком, но из синтаксических конструкций рассматриваются только сложноподчиненные предложения; особое внимание уделяется способам введения косвенной ре чи. Косвенная речь — это форма чужой речи, которая строит ся на основе непосредственного высказывания, но передает ся от лица автора или рассказчика, формой придаточного предложения в структуре сложноподчиненного предложения или оборотами внутри простого предложения в большинстве случаев с различной степенью сокращения, с некоторыми лексическими заменами, с неизбежным структурным подчи нением по отношению к вводящей ее части, что влияет на ин тонацию; в косвенной речи преобладает стиль автора или рас сказчика. Этими основными признаками косвенная речь от личается от прямой, синтаксически свободной и гораздо бо 7— 1211 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=