ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОСОБЛЕННЫХ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л. Н. ТОЛСТОГО Обособленные определения — это синтаксические конст­ рукции, богатые стилистическими возможностями. Л. Н. Тол­ стой, большой знаток русского языка, человек высокого уровня языковой культуры, в своих художественных произве­ дениях широко использует обособленные определения '. Сти­ листические функции этих конструкций уже были предметом исследования отдельных ав т о р о в 2. Но еще мало уделялось внимания взаимозависимости, взаимодействию обособленных определений с их синтаксическими синонимами — определи­ тельными придаточными предложениями (по традиционной классификации) в одном сложном предложении, в разных предложениях одного контекста. В данной статье рассматри­ ваются эти вопросы, объясняются преимущества функциони­ рования того или иного синтаксического синонима, приводят­ ся некоторые наблюдения над техникой и частотностью упот­ ребления обособленных определений и определительных при­ даточных предложений, акцентирующих внимание читателя на основных моментах содержания произведения. Материалом для анализа послужили «Севастопольские рассказы» и «Воокресение» Л. Н. Толстого3. В результате стилистического анали за художественных текстов произведений Л. Н. Толстого обнаружено, что у пи­ сателя часто встречаются сложные предложения, в состав которых входит обособленное согласованное определение, представленное причастием или прилагательным с зависимы­ ми словами, ,и определительное придаточное предложение. Н. А. ВАКУЛЕНКО 1 Анализу не подвергнуты обособленные несогласованны е опреде­ ления. 2 А. Г. Р у д н е в . Синтаксис осложненного предлож ения, М., 1959, сгр. 94— 113., Стилистические функции обособленных членов предложе­ ния; Н. Е. Э б а н о и д з е. Обособленные определения в худож ественны х произведениях Л . Н. Толстого, КД , Тбилиси, 1962. 3 Примеры приводятся по изданию: Л . Н. Т о л с т о й , Собрание со­ чинений в 114 томах, ГИХЛ , М., т. И, 4991; т. X III, 1953. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=