ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

Однородные предложения-сообщения передают людскую многоголосицу: «— Государь?.. Нет, министр... принц... по­ сланник... Р а з в е не видишь перья?..— говорилось из толпы» (ВМ); «— Видишь, лошади-то какие! в вензелях, с короной... Женщина с ребеночком, и не дурна... Девки русские, ей богу девки!» (ВМ). Номинативные повторы создают ощущение движения, суеты: «— Государь! Государь! — вдруг послышалось между гусарами» (ВМ); «— Поход, господа. Мак в плен сдался, и с армиею, совсем... — Поход! Поход! Д ать ему бутылку за такую новость. Вошел полковой адъютант и подтвердил из­ вестие, привезенное Жерковым. На завтра велено было вы­ ступ ать .— Поход, господа!» (ВМ); «Народу-то! Эка народу!.. И на пушках-то навалили! Смотри: меха...— говорили они...— И наш мужик, ей богу!.. — Вишь, засумятились! Горит! Вишь, дым-то! Ловко! Важно! Дым-то, дым-то! — заговорила прислуга, оживляясь» (ВМ). В указательных предложениях (40%) сильнее наглядно ­ чувственная сторона мысли, связь с ситуацией, жестом: «— Вот мои спасители! — закричал, увидав вошедших, Петрицкий» (АК); «— Вот и краса Петергофа, княгиня Тверская» — при­ бавил он, взглянув в окно на подъезжавший английский, в шорах, экипаж» (АК); «— Вот и Лаврентий»,— ск а з ал Врон­ ский, глядя в окно», (АК); «— А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая» ,— говорила она, указывая на входившую Элен» (ВМ). Эти структуры у Толстого разнообразны по смысловым оттенкам: предложения с частицей «вот» указывают на близкий предмет, с «вон» — на отдаленный, «вот и» — на ожидаемый или упоминавшийся ранее, с частицей «вот-те и» передают авторскую иронию, ибо действительность и слова о ней не соответствуют друг другу: «— Сами едут! Вон они!— прокричал мужик» (АК); «— Эй! Алеха! — сказал бал ал а е ч ­ ник плясавшему, указывая на Дутлова: — Вон крестный-то!» (П ); «— А! вот и Николенька! — Наташа подбежала к не­ му» (ВМ); «— Вот-те и сын друга семейства!., ха-ха-ха! — продолжал смеяться граф» (ДГ ); «Вот-те и винт! Уже не взы ­ щите, другого партнера возьмем. Нешто впятером, когда от­ делаетесь»,— сказал его игривый взгляд» (ИИ ); « -^В о т -т е и фиялка! Вы целый розан стали» (СС). Описывая явления от первого лица, Толстой воссоздает сам процесс восприятия окружающего в его последователь­ ности, когда сознание выхватывает изолированные образы об ­ становки и еще слабо связывает их воедино: «...вон село, 64

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=