ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

(К); «— Страсти-то, страсти какие! — И-и-хи-хи» (С мае); «Сашинет-то моя, Сашинет-то!» (ВМ ) ; «— Экой молодчина улан! — говорил он. — Усищи-то, усищи-то!» (ДГ ); «Гусар-то, гусар-то! Точно мальчик...» (ВМ). Особенно экспрессивны повторы с синонимичными эпите­ тами: «К ака я блестящая, счастливая будущность! И за все это я, который буду делать это для собственного счастья, я буду н аслаждаться благодарностью их, буду видеть, как, с каждым днем, я дальше и дальше иду к предложенной цели. Чудная будущность!» (УП); «Боже, какая ночь! Какая чуд­ ная ночь! — думал граф, вдыхая в себя пахучую свежесть сада.— Чего-то жалко. Как будто недоволен и собой, и д р у ­ гими, и всей жизнью недоволен. А славная, милая девочка» ( Д П . Оценка может быть контрастной, многоплановой: « — Что за странное лицо! — говорили между собой гости. -— Может быть, большой талант погибает в этом несчастном сущест­ в е !— сказал один из гостей. — Да, жалкий , жалкий! — гово­ рил другой. — Какое лицо прекрасное!.. В нем есть что-то не­ обыкновенное,— говорил Делесов» (А ) . Повышенную коммуникативность и экспрессию имеют но­ минативные предложения-сообщения: «— Б ож е мой! Б а тюш ­ ки!!! Они!!! — кричит Любочка, прильнув к стеклу» (О); «— Вальс! Вальс! — закричал с другой стороны залы Корсун- ский» (АК) • Эти всегда краткие предложения часто сопровождаются обращениями и повелительными формами г л а г о л а : «—Ваше благородие, генералы! — сказал унтер-офицер, подъезжая к Ростову» (ВМ); «— Ребята, ведмедь,— сказал один солдат» (ВМ); «— Володя! Володя! Ивины! — закричал я, увидев в окно трех мальчиков» (Дет); «— Замечайте, господа, вот кол ­ пак с лампы. Еще что-то. Карандаш! Алексей Владимирович, карандаш» ( ПП) ; «— Ей богу, знамя! посмотри! посмотри!— сказал другой» (С авг). Иногда предложения-сообщения выступают как сигналы об опасности: «— Тревога!.. — Что вы спите, Михайло Семе­ ныч! Штурм!» (С авг); «Вспыхивала молния на мрачном д а ­ леком горизонте, часовой с бастиона кричал: «пу -ушка!»— и ядро, ж ужж а над ротой, взрывало землю и взбрасывало камни» (С. мае); «Но вот еще часовой прокричал своим гром­ ким, густым голосом: «маркела», еще посвистывание, удар и разрыв бомбы» (С дек); «— Молчи, черт!— стиснув зубы, прошептал на него Лука .— Абреки!» (К ). Это могут быть приказы: «Первое! второе!» — командовал Володя». (С авг.). 63

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=