ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.
кою, какою она была в этот вечер. Эти блестящие глаза, эта строгость, значительность выражения, пока она играла, и эта совершенная растерянность какая-то, слабая, ж а л к а я и блаженная улыбка после того, как они кончили» (КС). Толстой рисует своих героев в момент отчаяния, подавлен ности, растерянности: «— А а а ! — промычал Вронский, схва тившись за голову. — Ааа! что я сделал! — прокричал он.— И проигранная скачка! И своя вина, постыдная, непрости тельная! И эта несчастная, милая, погубленная лошадь! — Ааа! что я сделал!» (АК). Несвязность, фрагментарность номинативных предложе ний может быть выражением взволнованности, душевного напряжения, эмоциональной переполненности, которые, н а пример, нахлынули на Наполеона на Поклонной горе при ви де золотых куполов Москвы: «Странный, красивый, величест ■ венный город! И странная и величественная эта минута! В каком свете представляюсь я им! — думал он о своих войсках.— Вот она, награда для всех этих маловерных,— думал он, оглядываясь на приближенных и на подходившие и строившиеся войска. Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица des Czars... Но неужели это правда, что я в Москве? Д а , вот она!» (ВМ). Характеристика момента перерастает в эмоциональную оценку жизни: «Да и вообще,— думала Д арья Александров на, оглянувшись на всю свою жизнь за эти пятнадцать лет замужества,— беременность, тошнота, тупость ума, равноду шие ко всему и, главное, безобразие... Роды, страдания, бе зобразные страдания, эта последняя минута... потом кормле ние, эти бессонные ночи, эти боли страшные» (А К ) ; «Женить ба... так нечаянно и разочарование, и запах изо рта жены, и чувственность, притворство! И эта мертвая служба, и эти заботы о деньгах, и так год, и два, и десять, и двадцать — и все то же» (ИИ.) Структурный параллелизм, лексические повторы, оценоч ные эпитеты создают страстность, публицистичность оценки: «И эта наглость! и эта ложь! и эта животная чувственность, которую я т а к знаю»,— говорил я себе... А при этом еще этот безобразный обычай конфет, грубого обжорства сладким и все эти мерзкие приготовления к свадьбе: толки о квартире, спальне, постелях, капотах, халат ах , белье, туалетах» (КС ). Лаконизм номинативного предложения позволяет выде лить главное, основное впечатление: «Увижу женщину моло денькую, и мысли... Пообедаешь, выпьешь слегка — сила, бод рость» (А К ) ; «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=