ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

кою, какою она была в этот вечер. Эти блестящие глаза, эта строгость, значительность выражения, пока она играла, и эта совершенная растерянность какая-то, слабая, ж а л к а я и блаженная улыбка после того, как они кончили» (КС). Толстой рисует своих героев в момент отчаяния, подавлен­ ности, растерянности: «— А а а ! — промычал Вронский, схва ­ тившись за голову. — Ааа! что я сделал! — прокричал он.— И проигранная скачка! И своя вина, постыдная, непрости­ тельная! И эта несчастная, милая, погубленная лошадь! — Ааа! что я сделал!» (АК). Несвязность, фрагментарность номинативных предложе­ ний может быть выражением взволнованности, душевного напряжения, эмоциональной переполненности, которые, н а ­ пример, нахлынули на Наполеона на Поклонной горе при ви­ де золотых куполов Москвы: «Странный, красивый, величест ■ венный город! И странная и величественная эта минута! В каком свете представляюсь я им! — думал он о своих войсках.— Вот она, награда для всех этих маловерных,— думал он, оглядываясь на приближенных и на подходившие и строившиеся войска. Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица des Czars... Но неужели это правда, что я в Москве? Д а , вот она!» (ВМ). Характеристика момента перерастает в эмоциональную оценку жизни: «Да и вообще,— думала Д арья Александров­ на, оглянувшись на всю свою жизнь за эти пятнадцать лет замужества,— беременность, тошнота, тупость ума, равноду­ шие ко всему и, главное, безобразие... Роды, страдания, бе­ зобразные страдания, эта последняя минута... потом кормле­ ние, эти бессонные ночи, эти боли страшные» (А К ) ; «Женить ­ ба... так нечаянно и разочарование, и запах изо рта жены, и чувственность, притворство! И эта мертвая служба, и эти заботы о деньгах, и так год, и два, и десять, и двадцать — и все то же» (ИИ.) Структурный параллелизм, лексические повторы, оценоч­ ные эпитеты создают страстность, публицистичность оценки: «И эта наглость! и эта ложь! и эта животная чувственность, которую я т а к знаю»,— говорил я себе... А при этом еще этот безобразный обычай конфет, грубого обжорства сладким и все эти мерзкие приготовления к свадьбе: толки о квартире, спальне, постелях, капотах, халат ах , белье, туалетах» (КС ). Лаконизм номинативного предложения позволяет выде­ лить главное, основное впечатление: «Увижу женщину моло­ денькую, и мысли... Пообедаешь, выпьешь слегка — сила, бод ­ рость» (А К ) ; «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, 61

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=