ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

А. М. СТРЕЛЬСКАЯ НОМИНАТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ЯЗЫКЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Творческой манере Л. Н. Толстого свойственна разверну ­ тая, богатая деталями фраза, поэтому тема о номинативных предложениях с их предельным лаконизмом кажется в я зы ­ ке Толстого на первый взгляд парадоксальной. Действительно, в авторской речи, в ремарках, лишь кр ай ­ не редко встречаются отглагольные номинативные предло­ жения типа «Хохот, шёпот» ( ПП) , например: «— Что ж, бу­ дете играть?.. Молчание.— Будете играть? — второй раз спросил граф .— Смотрите! — То же молчание и быстрый взгляд сверх очков на начинавшее хмуриться лицо графа» (ДГ ). Номинативные предложения распространены в прямой и несобственно-прямой речи писателя и подчинены изобра зи ­ тельным целям выражения субъективно-объектной многопла­ новости. З а каждым номинативным предложением стоит вос­ принимающий действительность герой, его душевный мир, его психология, реакция на окружающие его явления, номи­ нативное начало всегда делает речь автора несобственной. Типичные для номинативных предложения места и време­ ни, столь обычные для А. П. Чехова, употребляются Толстым очень мало. Скупые внешние детали служат средством р а с ­ крытия внутреннего мира его героев. Так, например, они пе­ редают последовательность восприятия толстовскими героя­ ми окружающей обстановки: «Он приставил ладони к обеим сторонам лица и вгляделся. Туман, мга, дерево, а вот н апр а ­ во. Она. Да , она, женщина в шубе с белой длинной шерстью» (ОС). Случайно бросившийся в глаза предмет определил ход последующих движений смятенного Степана Касатского: «Он оглянулся. Лампа. Он выставил палец над огнем» (ОС). Вид кавк а зских гор наметил душевный перелом в созна­ нии Оленина. «С этой минуты все, что только он видел, все, что он думал, все, что он чувствовал, получало для него новый, строго величавый характер гор... Взглянет на небо — 58

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=