ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.
А. М. СТРЕЛЬСКАЯ НОМИНАТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ЯЗЫКЕ Л. Н. ТОЛСТОГО Творческой манере Л. Н. Толстого свойственна разверну тая, богатая деталями фраза, поэтому тема о номинативных предложениях с их предельным лаконизмом кажется в я зы ке Толстого на первый взгляд парадоксальной. Действительно, в авторской речи, в ремарках, лишь кр ай не редко встречаются отглагольные номинативные предло жения типа «Хохот, шёпот» ( ПП) , например: «— Что ж, бу дете играть?.. Молчание.— Будете играть? — второй раз спросил граф .— Смотрите! — То же молчание и быстрый взгляд сверх очков на начинавшее хмуриться лицо графа» (ДГ ). Номинативные предложения распространены в прямой и несобственно-прямой речи писателя и подчинены изобра зи тельным целям выражения субъективно-объектной многопла новости. З а каждым номинативным предложением стоит вос принимающий действительность герой, его душевный мир, его психология, реакция на окружающие его явления, номи нативное начало всегда делает речь автора несобственной. Типичные для номинативных предложения места и време ни, столь обычные для А. П. Чехова, употребляются Толстым очень мало. Скупые внешние детали служат средством р а с крытия внутреннего мира его героев. Так, например, они пе редают последовательность восприятия толстовскими героя ми окружающей обстановки: «Он приставил ладони к обеим сторонам лица и вгляделся. Туман, мга, дерево, а вот н апр а во. Она. Да , она, женщина в шубе с белой длинной шерстью» (ОС). Случайно бросившийся в глаза предмет определил ход последующих движений смятенного Степана Касатского: «Он оглянулся. Лампа. Он выставил палец над огнем» (ОС). Вид кавк а зских гор наметил душевный перелом в созна нии Оленина. «С этой минуты все, что только он видел, все, что он думал, все, что он чувствовал, получало для него новый, строго величавый характер гор... Взглянет на небо — 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=