ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

«...с фамильярностью близости смерти» (1, 448) = с фа мильярностью, вызванной близостью смерти; «Что? подкрепляешься на работу ?» (1, \93) = «подкреп ­ ляеш ься, идя (собираясь) на работу». Такого рода компрессивные конструкции, наряду с непол­ ными, придают компактный характер авторскому повество­ ванию и высказываниям героев. Анализ текста романа позволяет говорить о наличии у самого Л. Н. Толстого несомненного тяготения к неразвер ­ нутому способу повествования, вплоть до пренебрежения не­ которыми элементарными нормами «минимальной полноты» предложения и словосочетания, как, например, в случае «...мучало его... то в особенности, что он требовал от нее только внешнего приличия, а не вы звал на дуэль» (II, 95). Нередки в романе отрезки текста, характеризующиеся мощным скоплением явлений неполноты, ср., напр.: «...онперестал излагать (что?), только когда член (чего?), воспользовавшись проходом лица царской фамилии, усколь­ знул от него» (II, 90); каждый раз, услыхав крик (чей?), он вска ки ва л (с чего?), бежал (куда?) оправдываться (в чем? перед кем?)... и ему хотелось защитить (кого? от чего?), помочь (чем)? (кому?) (II, 302); ср. пунктирный характер некоторых сложных предложений, напр.: «Послали купить рубаш ку. Л акей вернулся: все заперто — воскресенье » (II, 16). Структурная неполнота и эллиптичность речи персона­ жей, с одной стороны, отображают естественное стремление к сжатости устной разговорной речи, с другой стороны,— служат ярким изобразительным средством при обрисовке тех или иных сторон персонажа, его поведения, самочувст­ вия и ситуации, в которой осуществляется высказывание, напр., в речи Анны: Мужу: «Ах, пожалуйста, не трещи, я так не люблю» (I, 162); слугам: «Подведи сюда, и дайте сахару» (II, 196); Вронскому: «Никогда. Предоставь мне». (II, 209); Мысленно: «Лучше не говорить, зачем испытывать (1, 206). в бреду: «Алексей не отказал бы мне. Я бы забыла, он бы простил» (I, 449). Речь Каренина в романе отличается продуманностью, четкостью, полнотой и законченностью построения. Тем более разительным контрастом выглядит отрезок его речи, когда «Алексей Александрович, сам не замечая того, говорил со­ 56

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=