ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

В записной книжке Толстого в марте 1872 г. отмечено «Тиндаль» (т. 48—49). В 1864 г. вышли «Теплота, рассмат­ риваемая как род движения». Публичные лекции Д. Тинда­ ля. Перевод с английского. СПБ. В романе с точки зрения человека, обладавшего «до высшей степени образованным математически и словесно у м о м » 1 (т. 38, стр. 236), Левин «слушал и читал книгу и вспоминал весь ход мыслей, воз­ бужденных чтением. Это была книга Тиндаля о теплоте. Он вспоминал свои осуждения Тиндалю за его самодовольство в ловкости производства опытов и за то, что ему недостает философского взгляда» (I, XXV). Здесь подмечены х а р а к ­ терные для научного стиля 60—70-х гг. в условиях импрови­ зации взаимоотношения технических и языковых средств, участвующих в создании модальных планов. Но больше все­ го отразилась та семантика научной речи, науки вообще, профессорства, которая, не получая эмпирической формали ­ зации, тем не менее осознается Левиным, профессорами Кознышевым из Москвы, Катасовым из Харькова, Метро­ вым из Петербурга, как законный этикет научного общения, принятый в обществе: «Нет ничего неспособнее к соглаше­ нию, как разномыслие в полуотвлеченностях», «не понимать ту простую и естественную точку зрения, с которой был свя­ зан вопрос», «посмеиваться неисправимому заблуждению другого», «они до такой степени различно смотрят на дело, что никогда не поймут друг друга» (7, II I), ответы подме­ няются «областью тонких подразделений, оговорками, цита­ тами, намеками, ссылками на авторитеты» и многое другое. Устами героев автор высоко оценивает труд учёного. Приме­ чателен разговор Левина со Стивой об известном железно ­ дорожном богаче Мальтусе: «—-...Разве это труд, чтобы добыть концессию и перепро­ дать? — Разумеется, труд... — Но труд не такой, как труд мужика или учёного» (6, XI). Мы знаем, как много значила для Толстого суровая тру ­ довая жизнь народа, служившая ему единственно верным мерилом жизненных ценностей. Показательной для современного цикла стилистических дисциплин явилась поэтика, которая и проблемами, и мето­ дом обнаруживает филологическую общность лингвистичес­ 1 И з письма к Н. Н. С трахову, 1873, дек. 12... 13, т. 63, стр. 59. 5

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=