ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

оказывается раздвоение «содержания» слова человек в «Вос­ кресении»: « Т о т ж и в о т н ы й человек, который жил в нем (Нехлюдове — Л. Б .), не только поднял теперь голову, но з а ­ топтал себе под ноги того д у х о в н о г о человека, которым он был в первый приезд свой и д аж е сегодня утром в церкви» (32, 59). Актуализацию художественно-речевого значения подчер­ кивает и голос автора — повествователя, напр., в связи со словом танцевал: «Иван Ильич, будучи чиновником особых поручений, вообще танцевал; судебным же следователем он уже танцевал как исключение. Он танцевал уже в т о м с м ы с л е , что хоть и по новым учреждениям, и в пятом классе, но если дело коснется тайцев, то могу доказать, что в этом роде я могу лучше других» (26, 72—73). Разнообразные сдвиги в значении и оценочноети слов, социально-обличительный характер их двуплановости типич­ ны для поздних собственно художественных произведений Толстого. Эти особенности стиля позднего Толстого не свойственны его народным рассказам. 3. Вместе с тем исследователи находят черты, сближающие стиль народных рассказов Толстого и его собственно худо­ жественных произведений последнего периода. Это, прежде всего, удивительная простота стиля позднего Толстого (при всей его структурной сложности и многообра­ зии). В. В. Стасов пишет Толстому по поводу его рассказа «Чем люди живы»: «Уже один язык выработался у вас до такой степени простоты, правды и совершенства, какою я находил еще только в лучших созданиях Гоголя» Ср. с от­ зывом художника И. Н. Крамского о повести «Смерть Ивана Ильича»: «Это нечто такое, что перестает быть искусством... Рассказ этот прямо библейский... Удивительно в этом р а с ­ сказе отсутствие, полное, украшений, без чего, кажется, нет ни одного произведения человеческого...»2. Некоторые ис­ следователи считают возможным говорить «о художествен­ 1 Цитирую по книге: Н. Н. Г у с е в . Летопись жизни л творчества Л. Н. Толстого. 1828— 1890. М., Гослитиздат. 1958, стр. 544. 2 Сб.: «И. Н Крамской, его жизнь, переписка и худож ественно-крити­ ческие статьи 1837— 1887. И здал А л е к с е й С у в о р и н » , СПб., 1888, Т. I, стр. 572. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=