ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

улыбнулся я в третий раз» (25, 24). Эта двуплановость, реализуясь в широком контексте произведения и являясь в большей мере композиционно-сюжетной, чем языковой, ли ­ шена напряженного столкновения между обоими планами. Она не связана также с психологическим анализом и не име­ ет разоблачительной функции. Та стилевая система, которой придерживается Толстой в народных рассказах, ограничила проявление образа автора и ока залась явно недостаточной для глубокого и разносто­ роннего отображения русской действительности. Последую­ щая художественная практика Толстого подтвердила это. 2 . Иная структура образа автора, иной характер двуплано- вости в собственно художественных произведениях Толстого последнего периода. Образ автора отличается исключительной активностью. Особое место принадлежит голосу повествователя-рассказчи- ка, выступающего прямым рупором новых взглядов писате­ ля. Вместе с голосами персонажей, с которыми голос повест­ вователя находится в сложном взаимодействии, он составля­ ет языковую и семантико-оценочную структуру произведения. Двуплановость и многоплановость, как известно, была при­ суща и прежним произведениям Толстого. Еще стиль «Вой­ ны и мира» В. В. Виноградов сравнивал с «волнистой» бур­ лящей массой, в которой авторская точка зрения, авторский язык перемежаются, смешиваются, сталкиваются со сферами речи и мысли персонажей» ', но никогда раньше двуплано ­ вость не приобретала такой остроты, к а к теперь, никогда не было такой непримиримости между разными планами , как в «Смерти Ивана Ильича», «Воскресении» и других поздних произведениях Толстого. • Эта двуплановость разоблачитель ­ ная, окрашенная негодованием и сарказмом автора, пере­ шедшего на новые идейно-политические позиции. М. Ще ­ глов, оставивший нам тонкий анализ повести «Смерть Ивана Ильича», эти новые позиции или «особую точку зрения а в ­ тора» в повести связывает с сознанием умирающего главного героя: «Рассказ через призму умирающего дает возможность с удесятеренной силой ударить по всей скверности и лжи»... С этой только точки зрения, наиболее сурово и убедительно 1 В. В. В и н о г р а д о в . О язы ке Толстого (50—60-е годы ), «Л и те­ ратурное наследство», 35—36, Л . Н. Толстой, М., >1939, стр. 171. 3 — 1211 33

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=