ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

из бесчисленных переделок, а лишь сравнить размеры рас ­ сказов Толстого и их источников, станет очевидным незна­ чительный удельный вес последних (так, например, легенда «Архангел», источник рассказа «Чем люди живы», занимает в сборнике А. Н. Афанасьева менее двух ртраниц, еще мень­ ш е — в записях ее пересказов Щеголенком; в толстовском же рассказе — 20 страниц). Главное же не столько в количест­ венном преобладании собственно толстовского материала в этих рассказах, сколько в резком отличии их содержания и сюжета от содержания и сюжета соответствующих источни­ ков. «Чем люди живы», например (без его к онц о вк и ) ,—'это реалистический рассказ о жизни бедного русского сапожни­ ка. Но и собственно религиозно-легендный источник подвер­ гается коренной идейной и сюжетной переработке. Состави­ тель и редактор «Памятников древнерусской церковно-учи­ тельской литературы» проф. А. И. Пономарев осуждал, в связи с этим, Толстого и его последователей за то, что в н а ­ родных рассказах «из пролога или. народной легенды з аим ­ ствуется только фабула, а смысл и освещение содержания даются уже прямо в духе проповедуемого ими противоцер- ковного учения» Все это делает художественно-языковую структуру народ ­ ных рассказов своеобразной. Почти каждый рассказ состоит как бы из двух частей, связанных единством сюжета и идеи — одна часть реалистического (преимущественно быто­ вого) характера, другая — «легендного». Почти каждый рас ­ сказ имеет два плана. Буквальное содержание бытовой, реалистической части, а т акже буквальное значение слов по­ лучает второй план — религиозно-символический. Такой сим­ волический смысл приобретает, например слово у лы бн у л с я в рассказе «Чем люди живы?», и этот смысл еще более ус­ ложняется благодаря связанности со смыслом «слов божих»: «И вспомнил я первое слово Бога: «узнаешь, что есть в лю ­ дях». И я узнал, что есть в людях любовь. И обрадовался я потому, что Бог уже начал открывать мне то, что обещал, и у лы б н у л с я в первый раз... И вспомнил я другое слово Б о ­ га: «узнаешь, чего не дано людям». ...Не дано людям знать, что им для своего тела нужно. И улы бн улся я в другой раз... И когда умилилась женщина на чужих детей и заплакала, я в ней увидел живого Бога и понял, чем люди живы... и 1 «Памятники древнерусской церковно-учительской литературы . Вы ­ пуск второй: Славяно-русский пролог», под ред. проф. А. И. П о н о м а ­ р е в а , Спб, 1896, стр. 217. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=