ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

стым «не из книг, а из живой народной речи» ', например: биться («драться, сражать ся» ), бросить («оставить, поки­ нуть»), водить («обманывать»), кормиться («содержать себя, добывать себе средства к пропитанию»), заскучать (близко к «огорчаться» ), отвалиться («пресытившись, отпасть от гру­ ди»), обморушки («сиротки»), гладкий («толстый, жирный»), неладно, обобрать, потужить, вожжаться, опрятать, рядить­ ся, хлебать и мн. др. Играя в тексте стилизирующую роль, они вместе с тем выразительны, так как обладают дополни­ тельными (в сравнении с их стилистически нейтральными синонимами) смысловыми и оценочными оттенками, которые подчеркиваются благодаря внутренней форме слова, либо связям с другими значениями этих же слов. Это равнение на речь крестьян, на знакомую и доступную им стилистическую манеру характеризует и синтаксический строй, а т а кж е от­ дельные морфологические черты народных р а с ск а зо в 2. При ­ мечательно, что и названия некоторых своих рассказов Тол­ стой приспосабливает по стилю к привычной уже для кре­ стьян форме, например: «Свечка, или как добрый мужик пе­ ресилил злого приказчика». Такой знаток древней русской литературы, как Н. С. Лесков, подчеркивает, что многие н а ­ родные рассказы Толстого имеют «не только один дух, но п один и тот же тон», что и жития Пролога, т ак хорошо зн а ­ комые «простолюдину» по устным п е р е с к а з ам 3. Йе удиви­ тельно, что народные рассказы Толстого нередко восприни­ мались читателями-крестьянами т ак же, как и действительно фольклорные произведения, и перерабатывались ими. Так, Толстому привелось услышать из уст странника пересказ его расска за «Чем люди живы» (85, 336). Примечательно, что рассказ Толстого «Три старца» послужил основой сказки о трех старцах, записанной в Енисейской губернии в 1900 го­ ду А. А. Макаренко (25, 708—709). С другой стороны, не следует впадать в крайность и вооб­ ще отрицать роль образа автора в народных рассказах. Не компилятором и перелагателем выступает в них Толстой, а художником, проявляющим — хотя й в известных рамках — свою творческую индивидуальность. Д аж е если и не в д а ­ ваться в историю создания народных рассказов, состоящую 1 Н. Н. Г у с е в . И з наблюдений над языком и стилем Толстого, сб. «Толстой — художник», М., 1961, стр. 431. 2 См. подробнее в моей статье «О стиле народных рассказов Л. Н. Толстого», -сб. «Вопросы стилистики и литературоведения», И зд-во Ростовского университета, 1964. 3 Н. С. Л е с к о в . Собр. соч., М., ГИХЛ , 1968, т. 11, стр. 108'— llil. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=