ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

Д. В. СТЕПАНОВ НАУЧНЫЙ СТИЛЬ В ПОЭТИКЕ л. н. ТОЛСТОГО (К постановке вопроса) Наука всегда занимала Толстого-мыслителя. «Наука и искусство — всё прекрасно» — отметил он в дневнике 14 ию­ ля 1855 г. Записные книжки, письма содержат разбор вли­ ятельных трудов Дарвина, Сеченова, Вундта. Суждения Толстого приводились в качестве аргументов в лекциях лич ­ но друживших с писателем русских учёных, например, Д о ­ кучаевым в цикле «Почвоведение» о переносных почвах у итальянских крестьян. Он живо воспринимал борьбу мето­ дов анализа и синтеза, индуктивного и дедуктивного, горя­ чо защищал принцип «основной мысли во всём»1— зпамя русской науки 2-й половины XIX в.: «Наука состоит в оты­ скании общего» (Менделеев)2. «Потребность широких в згля ­ дов и симпатий неизгладима и драгоценна» (Столетов)3. Толстой ставил вопрос так: наука проповедует совершенство добра и учит «как можно лучше прожить в этом мире»4, «что нужно на пользу людям, только такие знания мы можем н а ­ зывать наукой» (Дневник, 18 авг. 1894 г., т. 53, стр. 33). Этот вопрос он ставил, говоря ленинскими словами, с «такой силой чувства, такой страстностью, убедительностью, све­ жестью, искренностью, бесстрашием в стремлении «дойти до корня». (Соч., т. 20, стр. 40). Стиль научной речи впитывался повествовательными сти­ лями Л. Толстого. Это мотивировалось бурным развитием науки и общей влиятельностью её языка, методов, приёмов и, главное, уже со стороны самого писателя, глубоким осоз­ нанием содержания и общественной пользы науки, стилис­ тически бесстрашным приспособлением ее к художественно­ му выражению «диалектики души» и «мысли народной». Здесь приходится сталкиваться, собственно, с поэтикой Тол ­ 1 Л . Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 62, стр. 225. 2 Д. И. М е н д е л е е в . Поли. собр. соч., т. 14, стр. 904. 3 А. Г. С т о л е т о в . Собр. соч., т. 11, M .-JL, il941, стр. 270. 4 Л . Н. Т о л с т о й . Поли. собр. соч., т. 38, стр. 235. 3

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=