ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.
Л. Г. БАРЛАС ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ПОЗДНЕГО ТОЛСТОГО Поздний период творчества Л. Н. Толстого (начиная с 80-х гг.) резко отделен от его предшествующего творчества целым клубком разнообразных примет — биографических, социальных, художественных, языковых, жанровых, идейных и т. д. Тут и перелом в мировоззрении («кризис»), и «отход» от собственно художественной деятельности — и «возвраще ние» к ней («перерыв» был болезненно воспринят русской общественностью — ср. предсмертную просьбу И. С. Тургене ва: «вернитесь к литературной деятельности»). Тут и отри цательная оценка своих прежних произведений ка к «вред ной и соблазнительной дребедени» (49,9) особенно доста лось роману «Анна Каренина», представляющему, по ирони ческой оценке Толстого, описание того, «как д ама одна полюбила одного офицера» (49, 9), об этом же романе он писал В. В. Стасову: «Уверяю вас, что этой мерзости для меня не существует и что мне только досадно, что есть люди, которым это на что-нибудь нужно» (63, 61). Тут и работа над серией нравственно-религиозных рассказов, и новое от ношение к литературному языку, его противопоставление н а родному, и ориентация на склад мышления «50-летнего хо рошо грамотного крестьянина» (64, 40), на его речь, люби мые им произведения. Литературная критика по-разному характеризует стиль позднего Толстого. Много интересных наблюдений было сде лано в советское время. Несомненно, что единство основных стилевых тенденций Толстого в этот период находится в сложном переплетении с разнонаправленностью двух его ос- 1 Ссылки на сочинения Л . Н. Толстого даю тся по Полному (юбилей ному) собранию сочинений; в скобках первая цифра обозначает том, вто рая — страницу. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=