ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

участвуют все; и мы говорим, что это так есть, потому что немыслимо иначе, что это закон» (т. 12, стр. 322). Л . Н. Толстой в философско-исторических отступлениях иногда использует глаголы в настоящем историческом вре­ мени при описании давнопрошедших событий с целью со­ здать у читателя впечатление, что эти события проходят перед его глазами. Настоящее историческое, вводимое авто­ ром как стилистическое средство, придает живость, дина­ мизм строгому, логически последовательному повествованию отступлений: «Барклай стоит за осторожность. Цесаревич намекает на измену и требует генерального сражения. Любо- мирский, Браницкий, Влоцкий и тому подобные т ак р а зд у ­ вают весь этот шум, что Барклай , под предлогом доставле­ ния бумаг государю, отсылает поляков генерал-адъютан­ тов в Петербург и входит в открытую борьбу с Бенигсеном и великим князем» (т. 11, стр. 102). «Наполеон вступает в Москву... Русские отступают и отдают столицу» (т. 12, стр. 82). Включение в текст отступлений средств разговорной ре­ чи: разговорной лексики и фразеологии, разговорных оборо­ тов и конструкций оживляет изложение, придает ему све­ жесть, конкретность и яркость, способствует активизации чи­ тателя, помогает достичь непосредственности в восприятии: «В настоящей русской литературе, от гимназиста до ученого историка, нет человека, который не бросил бы своего кам уш ­ ка в Александра I за неправильные поступки его в этот пе­ риод царствования» (т. 12, стр. 236). Побудительные конст­ рукции, восклицательные предложения, обилие вопроситель­ ных предложений (собственно вопросов, вопросов риториче­ ских), использование вопросно-ответного хода изложения делают повествование живым, эмоциональным и выразитель­ ным, позволяя автору привлечь внимание читателя к содержа­ нию философско-исторических отступлений, показать свое от­ ношение к затрагиваемым в них вопросам, служат средством перехода к новой мысли. «Представим себе двух людей, вы­ шедших со шпагами на поединок...» (т. 12, стр. 120): «...ка­ кая сила произвела эти события? Слушайте...» (т. 12, стр. 298). «Что такое все это значит? Отчего произошло это? Что заставляло этих людей сжигать дома и убивать себе подобных? Какие были причины этих событий? Какая сила заставила людей поступать таким образом? Вот невольные, простодушные и самые законные вопросы, которые предла­ гает себе человечество, натыкаясь на памятники и предания прошедшего периода движения. За разрешением этих во- 26

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=