ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

члены, сгруппированные по принципу противопоставления, создают впечатление контраста: «главнокомандующий н а ­ ходится в центре сложнейшей игры, интриг, забот, за ви си ­ мости, власти, проектов, советов, угроз, обманов...» (т. 11, стр. 269). «Они боялись, тщеславились, радовались, негодо­ вали, рассуждали. ..>> (т. 11, стр. 98). При однородных членах . с целью их выделения, подчеркивания часто используются повторяющиеся союзы. Это служит важным стилистическим средством усиления мысли. Так, ж ела я подчеркнуть необхо­ димость оставления Москвы ка к единственно правильный вы­ ход и показать, что это решение Кутузова было определено всем предшествующим ходом войны, JI. Н. Толстой исполь­ зует этот прием: «Когда же решился этот вопрос? И под Дриссой, и под Смоленском, и ощутительнее всего 24-го под Шевардиным, и 26-го под Бородиным, и в каждый день, и час, и минуту отступления от Бородина до Филей» (т. 11, стр. 270). Значительное место занимают в философско-исторических отступлениях конструкции анафорического типа, которые также используются как стилистическое средство расчлене­ ния, усиления, подчеркивания высказываемой мысли, как средство привлечения к ней внимания читателя. Они т акже значительно оживляют повествование и делают его эмоцио­ нальным и выразительным: «Когда созрело яблоко и п ад а ­ ет,— отчего оно падает? Оттого ли , что тяготеет к земле, оттого ли, что засыхает стержень, оттого ли, что сушится солнцем, что тяжелеет, что ветер трясет его, оттого ли, что стоящему внизу мальчику хочется съесть его? Ничто не при­ чина» (т. 11, стр. 7). «Он, тот медлитель Кутузов, которого девиз есть терпение и время, враг решительных действий, он дает Бородинское сражение... Он, тот Кутузов, который в Аустерлицком сражении, прежде начала его, говорит, что оно будет проиграно,., он один, в противность всем, до самой смерти утверждает, что Бородинское сражение — победа. Он один во все время отступления настаивает на том, чтобы не давать сражений, которые теперь бесполезны...» (т. 12, стр. 185). Используемая довольно часто форма личного местоиме­ ния первого лица множественного числа способствует сбли­ жению автора и читателя, позволяет автору показать, что утверждаемая мысль является общепризнанной, всеми ра зд е ­ ляемой: «Почему происходит война или революция? мы не знаем; мы знаем только, что для совершения того или дру ­ гого действия люди складываются в известное соединение и 25

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=