ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.
члены, сгруппированные по принципу противопоставления, создают впечатление контраста: «главнокомандующий н а ходится в центре сложнейшей игры, интриг, забот, за ви си мости, власти, проектов, советов, угроз, обманов...» (т. 11, стр. 269). «Они боялись, тщеславились, радовались, негодо вали, рассуждали. ..>> (т. 11, стр. 98). При однородных членах . с целью их выделения, подчеркивания часто используются повторяющиеся союзы. Это служит важным стилистическим средством усиления мысли. Так, ж ела я подчеркнуть необхо димость оставления Москвы ка к единственно правильный вы ход и показать, что это решение Кутузова было определено всем предшествующим ходом войны, JI. Н. Толстой исполь зует этот прием: «Когда же решился этот вопрос? И под Дриссой, и под Смоленском, и ощутительнее всего 24-го под Шевардиным, и 26-го под Бородиным, и в каждый день, и час, и минуту отступления от Бородина до Филей» (т. 11, стр. 270). Значительное место занимают в философско-исторических отступлениях конструкции анафорического типа, которые также используются как стилистическое средство расчлене ния, усиления, подчеркивания высказываемой мысли, как средство привлечения к ней внимания читателя. Они т акже значительно оживляют повествование и делают его эмоцио нальным и выразительным: «Когда созрело яблоко и п ад а ет,— отчего оно падает? Оттого ли , что тяготеет к земле, оттого ли, что засыхает стержень, оттого ли, что сушится солнцем, что тяжелеет, что ветер трясет его, оттого ли, что стоящему внизу мальчику хочется съесть его? Ничто не при чина» (т. 11, стр. 7). «Он, тот медлитель Кутузов, которого девиз есть терпение и время, враг решительных действий, он дает Бородинское сражение... Он, тот Кутузов, который в Аустерлицком сражении, прежде начала его, говорит, что оно будет проиграно,., он один, в противность всем, до самой смерти утверждает, что Бородинское сражение — победа. Он один во все время отступления настаивает на том, чтобы не давать сражений, которые теперь бесполезны...» (т. 12, стр. 185). Используемая довольно часто форма личного местоиме ния первого лица множественного числа способствует сбли жению автора и читателя, позволяет автору показать, что утверждаемая мысль является общепризнанной, всеми ра зд е ляемой: «Почему происходит война или революция? мы не знаем; мы знаем только, что для совершения того или дру гого действия люди складываются в известное соединение и 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=