ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

суждения писателя. Д ля этого Л . Н. Толстой использует спе­ циальные связующие слова, которые свойственны именно н а ­ учному стилю: таким образом, вместе с тем, подобно этому, стало быть, следовательно, итак и др. «Итак, ни одно из р а с ­ поряжений диспозиции не было и не могло быть исполнено» (т. II, стр. 218). «Стало быть, причины эти все — миллиарды причин — совпали для того, чтобы произвести то, что было. И, следовательно, ничто не было исключительной причиной события...» (т. 11, стр. 5 ). В ходе авторских рассуждений для более четкого выделения, разграничения отдельных положе­ ний, вопросов широко используются вводные слова: во-пер­ вых, во-вторых, в-третьих; с одной стороны, с другой сторо­ ны и др., а т акже их нумерация. Л. Н. Толстой в отступлениях часто прибегает к условным предложениям, которые являются важным средством логи­ ческого развертывания мысли, способствуют большей силе убедительности. Широкое распространение условных предло­ жений в научной и научно-популярной литературе вызвано спецификой таких предложений, так как они, в основном, служат для выражения взаимообусловленности явлений и наиболее четко выражают эти взаимосвязи и поэтому часто употребляются, способствуя ясности выводов и связи их с общими положениями, помогая подвести читателя от просто­ го к сложному. «Если бы история имела дело до внешних явлений, постановление этого простого и очевидного з а ­ кона было бы достаточно, и мы бы кончили наше рассужде­ ние. Но закон истории относится к человеку... Если воля к а ж ­ дого человека была свободна, то есть что каждый мог посту­ пить так, ка к ему захотелось, то вся история есть ряд бес­ связных случайностей... Если же есть хоть один закон, уп ­ равляющий действиями людей, то не может быть свободной воли, ибо воля людей должна подлежать этому закону» (т. 12, стр. 323). В философско-исторических отступлениях романа «Война и мир» средства научной прозы органично сливаются с р а з ­ личными элементами стиля художественного (в первую оче­ редь художественно-изобразительными средствами, тропа­ ми), формируя стилевую разновидность — научно-художест­ венный стиль. Яркие сравнения, метафоры, определения, олицетворения, включаемые Л. Н. Толстым в текст отступлений, создают образность, конкретность, наглядность повествования, спо­ собствуют выразительности и эмоциональности его. Использо­ вание этих средств, принадлежащих прежде всего стилю 23

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=