ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.
Терминология, специальная лексика, использованная Л. Н. Толстым, органично входит в текст произведения, обычно без дополнительных определений и разъяснений, так как она широко распространена, высоко частотна и в связи с этим, как правило, утрачивает свою специфическую окрас ку, воспринимается читателем как нейтральная, или же «вовлекается в цепь житейских ассоциаций» ', используется в сравнениях, аналогиях, сопоставлениях, что делает ее по нятной. В этом заключается одна из существенных особен ностей языка научно-популярных и научно-художественных произведений. Например: «Военное устройство может быть совершенно точно выражено фигурой конуса, в котором ос нование с самым большим диаметром будут составлять рядовые; высшее, меньшее основание, — высшие чины армии и т. д. до вершины, конуса, точку которой будет составлять полководец... Итак, не разделяя искусственно всех сливаю щихся точек конуса, и чинов армии, или званий и положе ний...» (т. 12, стр. 318—319). Когда Л. Н. Толстой использует терминологию в необычном для нее контексте, он разъясняет, какой смысл он в нее вкладывает: «Только допустив бесконеч но-малую единицу для наблюдения — дифференциал истории, то есть однородные влечения людей, и достигнув искусства интегрировать (брать суммы этих бесконечно-малых), мы можем надеяться на постигновение законов истории» (т. 11, стр. 265—266). Требование логичности, строгой последовательности в из ложении мысли, постоянное привлечение внимания читате лей к связям и отношениям между частями текста — основ ные принципы научного стиля. Д л я научного изложения х а рактерны описания и рассуждения с построением системы доказательств и выводов, известная стандартизация, ограни ченность в отборе синтаксических конструкций, в выборе средств связи между предложениями 2. Четкое отграничение одной мысли от другой, высказыва ние отдельных научных положений с последующей их ил люстрацией примерами (в качестве которых с целью боль шей доступности для широкой аудитории часто использу ются житейские факты и образы ), подведение итогов, выво ды — вот что характеризует философско-исторические рас 1 А. В. С т е п а н о в . Проблемы стиля научно-популярной ли терату ры. В сб.: «Вопросы стилистики». МГУ, 1966, стр. 85. 2 См.: «Практическая стилистика русского языка». Ростов-на-Дону. 1971, стр. 12— 13. 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=