ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

это стиль художественный, основной стиль повествования, и стиль научно-художественный, стиль философско-историче­ ских отступлений Почти для каждого функционального стиля характерна внутристилевая дифференциация, в связи с чем в большин­ стве стилей можно выделить их стилевые разновидности, подстили, которые, однако, находясь в системе одного стиля, сохраняют основные, определяющие этот с,тиль признаки. Изучение подстилей также, на наш взгляд, очень важно, так как способствует более глубокому проникновению в- специфи­ ку стилей и наиболее полному, всестороннему их описанию. Именно с таких позиций^рассматриваетея нами стиль (пра ­ вильнее «подстиль», если" придерживаться точности в упот­ реблении термина «стиль») 2 научно-художественный, кото­ рый выступает и рассматривается нами как стилевая разно ­ видность в системе функционального научно-популярного стиля 3. Научно-художественный стиль — это соединение точности, логической последовательности и строгости, объективности научного изложения с образностью и конкретностью, н агляд ­ ностью, эмоциональностью и выразительностью, живостью и увлекательностью художественного изложения. На основе лингвостилистического анализа философско- исторических отступлений романа JI. Н. Толстого «Война и мир» отметим, какие разностилевые элементы, характерные- в первую очередь для научного и художественно-беллетри­ стического стилей, соединяются в стиле научно-художествен­ ном. 1 Зам етим , что ряд произведений классической русской и советской худож ественной литературы м ож ет датть инте(ре!сный м атериал для изуче­ ния проблемы многостильности, соединения в них нескольких функцио­ нальны х сталей, например: «Ф регат «П аллада» И. А. Гончарова, «Остров Сахалин» А. П. Ч ехова, «К ара-Б угаз» и «Колхида» К. Г. Паустовского, «Русский лес» Л . Л еонова. Нами уж е проведено такое исследование («Научно-художественный стиль в произведении А. П. Чехова «Остров Сахалин» — в печати), где затраги вается вопрос о многостильности произ­ ведения, объединивш его в себе научный, научно-художественный, пуб ли ­ цистический и худож ественный стили. 2 В данной статье для удобства вместо термина «подстиль» исполь­ зуем термин '«стиль», однако разграничивается вклады ваемое в него по­ нятие и понятие «функциональный стиль», 3 О выделении научно-популярного стиля в качестве самостоятельного функционального стиля см.: Н. Н. М а е в с к и й . Стиль научно-популярной литературы . В сб.: «Я зыкознание и литературоведение». Ростов-на-Дону, 1972. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=