ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.
н. Н. МАЕВСКИИ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ В «ВОЙНЕ И МИРЕ» Л. Н. ТОЛСТОГО В письме к А. А. Фету от 7 ноября 1866 года Л. Н. Тол стой писал о своей работе над романом «Война и мир»: «Кроме замысла характеров и движения их есть у меня еще замысел исторический, который чрезвычайно усложняет мою работу...» 1 Исторический замысел писателя, пронизывающий весь роман в целом, наибольшее свое воплощение находит в фило софско-исторических отступлениях, где Л. Н. Толстой р а с сматривает закономерности общественного развития, причи ны, порождающие войны, а также законы, подчиняющие военные действия, ход и исход военных сражений. Нельзя не согласиться с исследователями творчества Л. Н. Толстого, отмечающими, что в «Войне и мире» линия философских рассуждений сохранила самостоятельное значение, будучи в то же время органически связана с линией художествен ного повествования 2. В соответствии с историческим замыслом, целями и з а д а чами, которые поставил перед собой автор, вводя отступле ния, их научным философско-историческим содержанием, а также назначением романа для широкой аудитории читате лей Л. Н. Толстой использовал в отступлениях научно-худо жественный стиль изложения. Именно своеобразие сод ерж а ния философско-исторических отступлений и соответственно своеобразие их формы и стиля, проявляющееся прежде все го в способах передачи содержания и в выборе соответст вующих языковых средств выражения мысли, выделяет от ступления в романе. В результате в «Войне и мире» соединились два разных самостоятельных стиля, в то же время органически сочетаю щихся, благодаря целому ряду общих стилевых признаков: ' Л . Н. Т о л с т о й . Собр. соч. в 20-ти томах, т. 17, М., «1965, стр. 310. 2 «История русской литературы», «и. II, АН СССР, М .-Л ., 1956, 2* 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=