ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

н. Н. МАЕВСКИИ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ В «ВОЙНЕ И МИРЕ» Л. Н. ТОЛСТОГО В письме к А. А. Фету от 7 ноября 1866 года Л. Н. Тол­ стой писал о своей работе над романом «Война и мир»: «Кроме замысла характеров и движения их есть у меня еще замысел исторический, который чрезвычайно усложняет мою работу...» 1 Исторический замысел писателя, пронизывающий весь роман в целом, наибольшее свое воплощение находит в фило­ софско-исторических отступлениях, где Л. Н. Толстой р а с ­ сматривает закономерности общественного развития, причи­ ны, порождающие войны, а также законы, подчиняющие военные действия, ход и исход военных сражений. Нельзя не согласиться с исследователями творчества Л. Н. Толстого, отмечающими, что в «Войне и мире» линия философских рассуждений сохранила самостоятельное значение, будучи в то же время органически связана с линией художествен­ ного повествования 2. В соответствии с историческим замыслом, целями и з а д а ­ чами, которые поставил перед собой автор, вводя отступле­ ния, их научным философско-историческим содержанием, а также назначением романа для широкой аудитории читате­ лей Л. Н. Толстой использовал в отступлениях научно-худо­ жественный стиль изложения. Именно своеобразие сод ерж а ­ ния философско-исторических отступлений и соответственно своеобразие их формы и стиля, проявляющееся прежде все­ го в способах передачи содержания и в выборе соответст­ вующих языковых средств выражения мысли, выделяет от­ ступления в романе. В результате в «Войне и мире» соединились два разных самостоятельных стиля, в то же время органически сочетаю­ щихся, благодаря целому ряду общих стилевых признаков: ' Л . Н. Т о л с т о й . Собр. соч. в 20-ти томах, т. 17, М., «1965, стр. 310. 2 «История русской литературы», «и. II, АН СССР, М .-Л ., 1956, 2* 19

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=