ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.
всех наших действий есть все-таки личное счастье» (3, III). Супружеская жизнь — семейная жизнь: «Левин часто любо вался на эту жизнь, часто испытывал чувство зависти к лю д я м , живущим этой жизнью...» (3, XII). Анна нашла в семантике термииа-словосочетания реши тельно все, чтобы понять безысходность своего положения, и пришла к выводу: «на то дан разум, чтоб избавиться» (7, XXXI). Левину, мучительно размышлявшему, «для чего надо жить и что хорошо» (8, X) и «во всякой книге, во вся ком разговоре отыскивая «отношение к этим вопросам и разрешение их» (8, V II I ) , несомненно пришлось столкнуть ся с термином. Д л я него термин тоже был «орудием р а зу ма», но ложным, фальшивым, нежизненным. Примечатель но, что синоним «разума» «ум» выступает здесь в словосо четаниях: «гордость ума», «глупость ума», «плутовство ума», «мошенничество ума»,— «сомнительный умственный путь». Для Левина «разум открыл борьбу за существование и закон, требующий душить всех мешающих удовлетворению моих желаний». И если у Анны, мы видели, осознание положения началось с воспроизведения терминологической единицы, будто бы заключавшей непреложную истину, то у Левина, напротив, ход его мыслей привел к этой единице, чтобы по казать её сомнительный смысл. Д ля Левина антонимические отношения в паре верования — убеждения подчеркивались при семантически примыкающими ко 2-му компоненту я зы ковыми единицами из научной речи 60—70-х гг. «Организм, раздражение его, неистребимость материи, закон сохранения силы, развитие — были те слова, которые заменили ему прежнюю веру» (8, V II I). Исходным для градации антонимических (по смыслу и экспрессии) отношений между языковыми средствами, выр а жающими два противоположных семантических плана в толковании «борьбы за существование» является противо поставление в лексических наполнениях предложений или словосочетаний. 1. «...Необыкновенное напряжение самопожертвования в труде», «общее народное возбуждение», проявляющееся в страдную пору, в «спешное рабочее время». 2. «И главное не только их (работающих на молотьбе крестьян — А. С.), но меня закопают, и ничего не останется». Самопожертвование — возбуждение — закопают. План книж ный, славянизированный — и план разговорный. Последний подчеркивается ситуативным контрастом: «Он думал это и вместе с тем глядел на часы, чтобы расчесть, сколько обмо 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=