ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

равляющим разными лексическими единицами в зависимос­ ти от того, какой семантический план выражается: план верований или план убеждений. Первый выполняет фшкции положительной оценки, второй — отрицательной. В {ечевой характеристике Анны семантика термина-словосочетания раскрывалась однопланово: борьба за существованш — не­ нависть. Этот план прослеживался и в характеристике Каре ­ нина. У Левина же он совершается двупланово, и в компонен­ тах пар, выявляются значения, связанные с сохранившимися функциями славянизмов в языке 2-й половины XIX з„ осо­ бенно в паре: верование — убеждение. Следует заметить, что в языке художественных произведений 2-й половины XIX в. подтверждались омонимические отношения у одпокооенных глаголов верить и веровать (как быть преданным общей идее). «Я не только верю — я верую...» (Тургенев «Ртдин»), «Умей нести свой крест и веруй. Я верую». (Чехов, «Чайка», действие 4). Убеждение имело значение твердого взгляда на ito - ни - будь, вытекающее из общего мировоззрения. И это значение уж е не вполне соотносилось со значениями в глаголах уб е­ дить и убедиться. В зоне Левина выделяется компонент существование — существовать. В нем сохраняется смысл церковнославяниз­ ма: давать 'существование или воплотиться (см, Срезнев­ ского, т. III, стр. 635—636); принимать на себя существова­ ние (Сл. 1847 г.).— «Я во всем сомневаюсь. Я сомневаюсь иногда д аже в существовании бога», — невольно сказал Левин и ужаснулся неприличию того, что он говорил (5, I), Но в другом случае глагольный дериват выступает синонимом пропитания (кстати, значения, не отмечавшегося в Словаре 1847 г.). «... Мы аристократы, а не те, которые могут суще­ ствовать только подачками от сильных мира сего и к«го ку­ пить можно за двугривенный» (2, XVII). Антонимические отношения между существовать (иметь воплощение) и су­ ществовать (иметь пропитание) обострили в речевой зоне Левина антонимичность пар: счастье — несчастье, бедность — богатство, враж да —- согласие, жизнь — смерть. Но характер­ но, что ведущая пара жизнь — смерть объединяла значения существовать: и церковное, и житейски прозаическое (кроме значения «иметь кусок х л е б а » ) : Левин «чувствовал себя со­ вершенно изъятым из условий материальной жизни» (ч. 4, XV). Женитьба: «для Левина это было главным делом ж и з ­ ни» (I, XXVII) Личное счастье: «Я думаю, что двигатель 14

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=