ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

концентрированно входят в произведения великого романи­ ста: «это искусство, и оно дается после труда; эти периоды производят впечатление силы» (Чехов). Лев Толстой ра зработал некоторые виды периодов (они нами указаны в статье); одни из них закрепились в русском языке, другие послужили основой для развития соответствую­ щих сложных синтаксических конструкций. Отдельные моде­ ли периодов в произведениях Толстого получили иную струк­ турную норму и были приспособлены для выражения более сложных отношений вещей, ситуаций, событий, что прямо з а ­ висело от творческого метода писателя, от его индивидуаль­ ных качеств восприятия многоликой жизни и многообразного мира человеческих переживаний. Нам хотелось бы верить, что эти выводы не очень грешат отклонениями от действительного положения дел в использо­ вании периодической формы речи Львом Толстым. ПРИМЕЧАНИЯ: А. В. Д руж инин советовал Л . Н. Толстому «избегать длинных пе­ риодов», «не ж алеть точек». Критик ж урнала «Сын Отечества» (1870, № 3) писал: «...Что за язык в последнем романе г. Толстого? (Имеется в виду роман «Война и мир».— А. К.) Речь его, там, где идет рассказ от лица самого автора, сплетается часто из нагроможденных одно на другое предлож ений в такие безобразны е периоды, с таким частым пов­ торением одних и тех ж е слов, что напоминает невольно средневековую латынь «ли писание наших стары х приказных. Н еуж ели после стройной и изящной речи Пушкина и Л ерм он това можно опять воротиться к язы ­ ку докарамзинокого периода?» 2 Д . Н. Овсянико-Кулнковский отмечал: «Л. Толстой, один из вели­ чайших худож ников мира, всегда (подчеркнуто мною.— А. К.) писал не­ правильным и некрасивым слогом... Н е все (даж е из числа великих писа­ телей) обладаю т этим драгоценным качеством (сжатостью излож ения.— А. К .). У нас в высокой степени обладали им Пушкин, Л ермонтов, Го­ голь, Тургенев, Чехов. Другие, и преж де всего Л . Н. Толстой, Д остоев­ ский, Гончаров, писали далеко не сж ато, у них много растянутости, повторения, длиннот. Толстой достиг значительной сж атости только в не­ которых произведениях позднейшего времени, как, например, в «Смерть И вана Ильича», «Крейцерова соната», «Чем люди живы». (Д . Н. Овся- нико -.Куликовски й. Теория поэзии и прозы. (Теория словесности, Изд. 5-е, М. — П етроград, 1923, стр. 84—85). 3 А. Е. Грузинский. Л итературны е очерки, 1908, стр. 285—286. 4 О ценивая периодическую форму речи в произведениях Л ьв а Тол­ стого, А. П. Чехов говорил: «Вы обращ али внимание на язык Толстого? Громадные периоды, предлож ения нагромождены одно на другое. Не д у ­ майте, что это недостаток. Это искусство, и оно дается после труда'. Эти периоды производят впечатление силы» («Русские писатели о русском литературном языке»„ изд. «Советский писатель», М., 1956, стр. 403). 5 А. В. Чичерин. О языке и стиле ром ана «Война и мир». Изд. Харьковского ун-та, 1953, стр. 24. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=