ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

Явившись к полковому командиру, получив назначение в прежний эскадрон, сходивши на дежурство и на фуражиров ­ ку, войдя во все маленькие интересы полка и почувствовав себя лишенным свободы и закованным в одну узкую неиз­ менную рамку, Растов испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома, на своем месте, ко­ торые он чувствовал и под родительским кровом. Не было этой всей безурядицы вольного света, в котором он не нахо­ дил себе места и ошибался в выборах; не было Сони, с которой надо было или не надо было объясняться. Не было возможности ехать туда или не ехать туда; не было этих д в а ­ дцати четырех часов суток, которые столькими различными способами можно было употребить; не было этого бесчислен­ ного множества людей, из которых никто не был ближе, ни­ кто не был дальше; не было этих неясных и неопределенных денежных отношений с отцом; не было напоминания об уж а с ­ ном проигрыше Долохову! Тут, в полку, все было ясно и просто. Весь мир был разделен на два неравных отдела: один — наш Павлоградский полк, и другой — все остальное». Лев Толстой внес заметные изменения в построение неко­ торых видов периода с паратаксисом и по-новому использовал их, когда речь шла о кричащих противоречиях в поступках и характерах его героев. В частности, это относится к периодам несовместимости, сосуществования и взаимоисключения. Под пером писателя усилилась логическая и эстетическая сторо­ ны периодов обобщения. По-толстовски стали звучать пери- оды-рассуждения, в которых авторский голос незаметно, ис­ подволь склоняет читателя поверить в действительность вы ­ водов и побуждает его негодовать с такой же силой, с какой это делает сам писатель. Все это собственно толстовское в употреблении периодической формы речи ждет своего ис­ следования. Видимо, оно должно бы идти в двух направле­ ниях: в связи с изучением стилистического синтаксиса совре­ менного языка и в направлении выяснения роли Ль ва Тол ­ стого — как философа, писателя, педагога — на путях с т а ­ новления норм литературного языка. Какие же выводы можно сделать из приведенных наблю ­ дений? Сложные предложения и «чрезмерно громоздкого склада периоды» в авторском языке Л ь в а Толстого не только не громоздки, ка к думали некоторые критики,— они закономер­ ны с точки зрения норм языка, стилистически выразительны, логически ясны. Ничего нет случайного в том, что периоды 128

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=