ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

внимания читателя на том, что сопутствовало (или предшест­ вовало) изображаемому. И это закономерно: последующие I писатели не могут не перенимать лучшее в творчестве своих [предшественников.11 Приведем этот период: «В том самом году, когда Аахенский конгресс скрепил [«священный союз» царя России и королей Англии, Австрии, (Пруссии, Франции против своих народов, в году, когда сту­ дент З анд убил Коцебу и Миттерних готовил Калебадские постановления «против возмутителей общественного спокой­ ствия», и в воздухе пахло манчестерской бойней и хиосской [ резней, и правительство Англии готовило свои «шесть актов , о зажимании рта», а Шелли — «Песнь к защитникам свобо- | ды», в году, когда родился Маркс, а Дарвин нача ^1 ходить в школу, а Виктор Гюго получил почетный отзыв французской I академии за юношеские стихи, — в те времена, когда англий- : ский капитал завоевал Австрию и Индию, и Канаду и про- I никал в Китай, а доктрина Монро о невмешательстве евро­ пейцев в дела Западного полушария только вызревала, ког- j да самыми большими рабовладельцами в мире были гра- I фы Шереметьевы — хозяева почти ста тысяч ревизских душ и родоначальник миллионеров Морозовых — крепостной Савва откупился от помещика Рюмина за семнадцать рублей ас- [ сигнациями, когда зачиналось декабристское движение, за- 1рождался либерализм в Европе и кончался ампир и Напо ­ леон еще был жив на острове Святой Елены, времена про­ мышленного переворота, банков, английской политической экономии, утопического социализма, гегельянства, времена I Вандербильта Первого, Роберта Оуена, Бетховена, Грибое­ дова, Дениса Давыдова, «Руслана и Людмилы»,— в эти са­ мые времена и в том самом году, холодной осенью, среди людей, не знавших, что всякое такое происходит на свете, родился на берегу быстрой горной реки Колумбе, в юрте из I кедровой коры, мальчик Масенда, сын женщины Сале и во­ щина Актана из рода Гялондика» 12. Несколько позже (1860 г.) Лев Толстой модифицировал Жэтот тип временного периода: значительно увеличив объем «Периодического построения, он разбил его на графически «самостоятельные, но структурно и логически неразделимые Жчасти, что потребовало, с одной стороны, перестройки и до­ п о лн и т е л ь н о г о использования средств связи (сцепления) ^членов повышения в интересах восстановления равновесия ритмико-мелодического рисунка, которое неизбежно н аруша ­ ется вследствие разрастания периодической композиции, с ййфугой,— предопределило повторение ключевых понятий се­ 121

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=