ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

еара») не вызывают сомнения у вдумчивого читателя и не побуждают его соглашаться с теми, кто, как критик из ж у р ­ нала «Сын Отечества», находил периоды романа «Война и мир» «безобразными». Лев Толстой хорошо ощущал стилис­ тические возможности периода, а используя последний,— ясно видел границы этих возможностей. Ему известно было, что периоды создают тяжеловесность в авторском языке, ес­ ли в погоне за пышной изобразительностью писатель теряет логичность мысли, отбрасывает правила взаимосвязи частей (вспомним искаженно-гипертрофированные периоды Осипа Сеньковского и оценку их В. Г. Белинским). Самое главное заключено не в характере той или иной синтаксической конструкции, не в сложности ее построения (в нашем случае — периода), а в ее содержании и в точной приуроченности, что определяется глубоким художественным воображением писателя и правильно отстоявшимся стилисти­ ческим вкусом. В этом отношении система периодических предложений Льва Толстого не позволяет столь свободно и категорично осуждать ее, ка к это то глухо, то во весь голос делали литераторы-критиканы и отдельные известные я зы ­ коведы.10 Период, будучи исторически сложившейся формой выра­ жения мысли, д аж е в своих сложных модификациях безуп­ речно служит одному писателю и оказывается недоступным для другого. В этом как раз и заключена своеобразная ди ­ алектика и логика безупречного врастания периодов в про- ! изведения действительных художников слова и очевидная чужеродность их в книгах просто грамотно пишущих. Если обратить взор в историю русской периодической ; формы речи, то с неопровержимостью можно утверждать, > что Лев Толстой, с одной стороны, усовершенствовал неко- ; торые типы периодов, а с другой,— р азработал новые виды ; периодов в составе периодов с гипотаксической связью м еж ­ ду повышением и понижением. Отдельные из собственно тол- I стовских периодов стали достоянием литературного языка не благодаря огромному авторитету писателя, а вследствие 4 их большой двойной специфичности,— структурной и логико- жстилистической. Современная система временных периодов обязана Льву «Толстому своей самой емкой и вполне стилистичной моделью, в основание которой положен анафорически повторяемый си­ нонимический ряд союзных сочетаний в сильно развернутых (синтаксически) членах периода. Эту конструкцию Толстой применил впервые в 1856 году, когда своеобразное вступле

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=