ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами „ переживают их»7. Подчинение стилистических ресурсов синтаксиса содер­ жанию произведения, чрезвычайно расширенный психологизм творчества, классическое использование периодов и запоми­ нающиеся образцы переходов от рубленой прозы к сложным синтаксическим образованиям не было собственно толстов­ ским в русской литературе. Все это встречалось в произведе­ ниях и других писателей, например, у Лермонтова, Гоголя, Достоевского и др. Дело здесь,, пожалуй, не в самом употре­ блении периодических предложений, а в их намеренной кон­ центрации, которая в творчестве Толстого Стала одним из средств художественного (образного) выражения противоре­ чивости движения, развития сложных состояний психоло­ гии героев. К тому же надо добавить: некоторые типы пери­ одов, свойственные русскому языку, у Толстого встречаются не чаще, чем у. его ближайших предшественников или его современников. Тот факт, что в произведениях Толстого (преимуществен­ но в социально-исторических и нравственно-психологических) объем отдельных периодов (так называемых периодов-монст- ров) равен размерам страничных абзацев, а иногда охваты­ вает и смежные абзацы,— этот факт не может служить осно­ ванием к утверждениям, что язык этих произведений в какой- то части манерен, а еще хуже — «напоминает средневековую латынь или писание наших старых приказных».8 Действи­ тельно, у писателей разных поколений до Толстого и после него было своего рода манерностью включать в текст речевые отрезки, построенные по модели периода. Но это не стало п не могло стать приметой образцового литературного языка. Было обратное: отдельные классические и просто хорошие поэты и прозаики до появления Толстого-писателя оставили нам отличнейшие примеры ц е п н ы х (следующих друг за другом) периодов, а еще больше — создали цельные произ­ ведения, по форме уложившиеся в многострофное стихотво­ рение-период.9 Такая видимая нагроможденность членов пе­ риода не создавала структурной уродливости в авторском языке. Внешняя гипертрофия структуры периода оправды­ валась стилистической приуроченностью, так как автор пре­ красно владел грамматико-стилистической системой русского языка и не попадал в плен преимущества формы над содер­ жанием. Сверхсложные периоды Ль ва Толстого (например, такие, какими начинаются роман «Декабристы» и повесть «Два гу- 118

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=