ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.
им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами „ переживают их»7. Подчинение стилистических ресурсов синтаксиса содер жанию произведения, чрезвычайно расширенный психологизм творчества, классическое использование периодов и запоми нающиеся образцы переходов от рубленой прозы к сложным синтаксическим образованиям не было собственно толстов ским в русской литературе. Все это встречалось в произведе ниях и других писателей, например, у Лермонтова, Гоголя, Достоевского и др. Дело здесь,, пожалуй, не в самом употре блении периодических предложений, а в их намеренной кон центрации, которая в творчестве Толстого Стала одним из средств художественного (образного) выражения противоре чивости движения, развития сложных состояний психоло гии героев. К тому же надо добавить: некоторые типы пери одов, свойственные русскому языку, у Толстого встречаются не чаще, чем у. его ближайших предшественников или его современников. Тот факт, что в произведениях Толстого (преимуществен но в социально-исторических и нравственно-психологических) объем отдельных периодов (так называемых периодов-монст- ров) равен размерам страничных абзацев, а иногда охваты вает и смежные абзацы,— этот факт не может служить осно ванием к утверждениям, что язык этих произведений в какой- то части манерен, а еще хуже — «напоминает средневековую латынь или писание наших старых приказных».8 Действи тельно, у писателей разных поколений до Толстого и после него было своего рода манерностью включать в текст речевые отрезки, построенные по модели периода. Но это не стало п не могло стать приметой образцового литературного языка. Было обратное: отдельные классические и просто хорошие поэты и прозаики до появления Толстого-писателя оставили нам отличнейшие примеры ц е п н ы х (следующих друг за другом) периодов, а еще больше — создали цельные произ ведения, по форме уложившиеся в многострофное стихотво рение-период.9 Такая видимая нагроможденность членов пе риода не создавала структурной уродливости в авторском языке. Внешняя гипертрофия структуры периода оправды валась стилистической приуроченностью, так как автор пре красно владел грамматико-стилистической системой русского языка и не попадал в плен преимущества формы над содер жанием. Сверхсложные периоды Ль ва Толстого (например, такие, какими начинаются роман «Декабристы» и повесть «Два гу- 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=