ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

Больше было, конечно, положительных отзывов, потому что «на вид неуклюжую фразу» Толстого «обыкновенно нельзя править, потому что ее не за чем править», потому что «все его т ак называемые неправильности происходят не от не­ умения выразиться или от спешности, а от законного неже­ лания художника жертвовать хотя бы мельчайшей деталью в передаче впечатления ради внешних пустых причин».3 В числе восторженно отозвавшихся о «длинных тяжеловесных периодах» был А. П. Чехов: он признавал их совершенней­ шим искусством Толстого.4 Лев Толстой понимал период как функционально ориен­ тированную категорию, как действительно специализирован­ ную фигуру речи, в которой вся система построения синтак­ сических единств и соотношение отдельных синтаксических целых п о д ч и н е н ы определенному логическому д виже ­ нию речи. Как показывает анализ, в периодах Толсто­ го логические, метрические и синтаксические качества по­ строения полностью соответствуют друг другу. Каждый член периода состоит из хорошо сбалансированного предложения, к аж д а я периодическая композиция изобразительна. И ib этом Отношении можно говорить об архитектурной точности перио­ дов Толстого, можно утверждать словами А. В. Чичерина и Б. Н. Головина, что «для многообъемлющего, анализирую­ щего и связывающего мышления автора «Войны и мира» су­ щественным и выразительным является осложнение синтак­ сической формы его речи» 5 и что «во многих случаях своей Художественной практики он не хотел и, очевидно, субъек ­ тивно не мог членить, разрывать мыслью непрерывную цепь реальных зависимостей между вещами и их признаками», что «Толстому, понвидимому, представлялось, что чем полнее и |«длиннее» будут отражены линии непрерывных зависимос­ т е й между явлениями жизни, тем точнее и полнее окажется Художественное воплощение ее сложного, противоречивого «Бытия».6 Высокая структурная организованность периодов, созда­ ющих ощущение музыкального текста и приближенных в ря- п е случаев к белым стихам, есть вместе с тем и вы^ркая Емысловая усложненность речетворчества Толстого-худож- иика, и проявление действительно разумно нацеленного ис­ кусства слова. Поэтому, думается, следующее высказывание писателя относится и к периодической форме речи: «Искус­ ство ёсть деятельность человеческая, состоящая в том, что шин человек с о з н а т е л ь н о (ра зрядка моя. — А. К.) из­ вестными внешними знаками передает другим испытываемые

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=