ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

М. П. ДЕМИДОВА СИНТАКСИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ «ВНУТРЕННЕЙ» РЕЧИ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» Целью нашей работы является исследование синтакси­ ческого строения и стилистической функции «внутренней» речи в романе «Анна Каренина». В нем прежде всего передается «внутренняя» речь тех персонажей, которые живут напряженной духовной жизнью (Константин Левин, Анна Каренина, Кити). В меньшей сте­ пени представлена «внутренняя» речь персонажей, подобных Стиве Облонскому. Они раскрываются в «сказанной» речи. В синтаксическом отношении «внутренняя» речь персо­ нажей имеет следующие разновидности: 1) прямая речь (в -двух ее основных формах — монологе и диалоге); 2) несоб- ' ственно-прямая речь; 3) косвенная речь. Из этих разновидностей «внутренней» речи^ преоблада­ ющей является прямая речь. С ее помощью автор дает пол­ ную возможность увидеть внутренний мир человека: каждый из персонажей говорит своими собственными словами. П р я ­ мая речь составляет около 86,5% по отношению к другим видам «внутренней» речи. Монологическая форма прямой речи преобладает над диалогической. Собственно толстовским приемом является прямая речь с комментариями автора. Таковы размышления Каренина: «...Целый ряд случаев современных неверностей жен мужьям высшего света возник в воображении А л ек се я А л е к ­ сандровича. «...Положим, какой-то неразумный ridicule па ­ дает на этих людей, но я никогда не видел в этом ничего, ; кроме несчастия, и всегда сочувствовал ем у »,— ска зал себе А лексей Александрович, хотя это и было неправда, и он ни ­ когда не сочувствовал несчастиям этого рода, а тем выше ценил себя, чем чаще были примеры жен, изменяющ их сво­ им мужьям» («Анна Каренина», ч. 3, гл. XI I I ) . Нужно отметить, что в литературе XIX в. дотолстовской п-оры т ак или иначе передавалась «внутренняя» речь персо­ нажей. Передача «внутренней» речи имеется в произведениях ! А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, А. И. Гер­ 111

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=