ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

пользуются лексико-грамматические, в функции которых, в первую очередь, выступают местоимения, наречия и нареч­ ные выражения. I. Местоимения. Это слова отсылочного характера; с словое наполнение их зависит от семантики тех слов, кото­ рые они заменяют. В указанной роли часто употребляются следующие местоимения: а) Личные местоимения, которые заменяют слово или словосочетание предыдущего абзаца, например: «Он встал с места и начал ходить »... (стр. 98—99). «Он подошел сначала к павильону, подле которого стояли музыканты...» (стр. 22). В этих примерах в качестве «отсылочного» слова исполь­ зуется личное местоимение 3 лица в форме именительного падежа. Именительный падеж чаще всего начинает абзац и сигнализирует о связи данного абзаца с предыдущим, из ко­ торого местоимение получает семантическую ясность. -Кроме именительного падежа, в этой роли могут высту­ пать и другие падежные формы личных местоимений, напри­ мер: «Кто-то в з я л его за плечи...» (стр. 50); «Ему казалось это прекрасным ...» (стр. 39); «Маленький, толстый, с боль­ шими черными бакенбардами доктор подошел к нему и рас­ стегнул шинель...» (стр. 114); «Комиссионер посмотрел на него и отвернулся» (стр! 79). Стилистическое использование личных местоимений свя­ зано со стремлением автора направить внимание читателя не на предмет речи, а на его действие или характеристику. б) Указательные местоимения. Они семантически более емкие, чем личные, так как могут заменять не только слова, словосочетания, но и целые предложения и д аж е абзацы, на­ пример: «Этот офицер так старательно объяснял причины своего зам едления и как будто оправды вался в них, что это неволь­ но наводило на мысль, что он трусит...» (стр. 68); «Это рас­ суждение кажется только парадоксом, но оно верно...» (стр. 19); «При этих словах Васина все засмеялись» (стр. 106). Указательное местоимение в приведенных примерах приобре­ тает качественно-указательное значение, причем ука затель ­ ное значение здесь выступает намного яснее, чем качественное, которое носит обобщенный характер. «Обобщенный» мы го­ ворим потому, что местоимение как бы обобщает ту качест­ венную характеристику, которая могла возникнуть в созна­ нии читателя из содержания предшествующего текста, но не нашла словесного выражения у автора. 106

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=