ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.

Г. И. НЕДБАЕВА СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ АБЗАЦАМИ И ИХ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ В „СЕВАСТОПОЛЬСКИХ РАССКАЗАХ” Л. Н. ТОЛСТОГО Абзац как языковое явление за последние годы все чаще привлекает внимание исследователей1, однако некоторые во­ просы, например, выявление средств связи между абзацами I и стилистической роли этих средств представляются решен- I ными не до конца. Вообще, этот вопрос рассматривался на I материале работ отдельных авторов, но абзац в произведе- | ниях Л. Н. Толстого с этой точки зрения не изучался. Цель данной работы — выявить средства связи между абзацами авторской речи, взятыми из «Севастопольских рас ­ с к а з о в » Л. Н. Толстого, и по возможности определить сти­ листическую роль этих средств. Границы абзаца определялись нами графически, в соответ­ с т в и и с пониманием его как «композиционно-смысловой еди­ ницы письменной речи, грамматически оформленной как предложение, сложное синтаксическое целое или как более ■ сложное объединение этих структур, и выделяемой в соответ- Вствии с композиционными и экспрессивно-стилистическими V задачами»2. Весь материал с точки зрения наличия или отсутствия 1 показателей связи между абзацами мы делим на свободные I (не имеющие показателя связи с предыдущим текстом) и 1 связанные (в которых есть показатель связи с предыдущим к текстом). 1 См., например, сл. работы : Т. С. Р я д н о е а* Анализ абзац а как композиционно-стилистического элемента языка худож ественной литера­ туры (па материале «Вэкфилдского свящ енника» Г олдсм ита). Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. И сследования по синтаксису английского язы ­ ка, ч .1 . М., 1961; Т. И. С и л ь м а н . С труктура абзац а в прозе Л ессин­ га, Гете и Гейне. «Филологические науки», 1961, № 4; В. П. Н и к о л а е в а . Абзац, его строение, содерж ание и композиционно-стилистическая роль в рассказал А. П. Чехова, К Д , М., 1996; И. М. Г р и ц е н к о . «Композицион­ но-стилистические функции абзацев в репортаж ах Э. Э. Киша. АКД , ‘Л ., 1966 и др. ! 2 В. П. Н и к о л а е в а , указ. работа, стр. 16. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=