ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1975. Ч.2.
Стивы в его разговоре с Левиным: «... в этом положении другая женщина не могла бы найти в себе ресурсов. Она же вот ты увидишь, как она устроила свою жизнь...» (7, IX),. Анна решительно отвергала его: «... у меня не будет больше детей» (7, XX I I I ) 1. Анна отка залась от «борьбы за сущест вование», отдала все борьбе за любовь, и в этой борьбе по гибла. В «речевой зоне» Анны были погашены тривиальные значения, утвердившиеся за фразеологизмом «борьба за су ществование» в литературно-обиходной речи 70-х гг. XIX в. и наиболее полно выраженные в приписанных пушкинскому Герману словах из либретто оперы «Пиковая дама»: «Так бросьте же борьбу... Пусть неудачник плачет». Восторжест вовали значение и смысл ликующей жизни: «... вдруг мрак, покрывавший для нее все, разорвался и жизнь предстала ей на мгновение со всеми её светлыми, прошедшими радостя ми» (7, XXXI). И слова, синонимически группирующиеся во круг доминанты «жизнь», в том числе и её поэтические си нонимы: свеча, книга: «И свеча, при которой она читала ис полненную тревог, обманов, горя и зла книгу,., навсегда по гасла» (7. XXXI), были антонимическими семантике «суще ствования» и «борьбе за существование». В русской литературе нет другого примера, где бы тер мин «борьба за существование» получал образную пер спективу в контексте; в границах двух заключительных р а з делов 7-й части выразился и объективный модальный план, усвоенный фразеологизмом в общепринятом словоупотреб лении 70-х годов, и субъективный: отношение Анны к смыс лу, заключенному в данной языковой единице, и характерис тическое приложение этого смысла к тому контексту, кото рым заключается повествование о трагедии героини. «Борь ба за существование и ненависть»... Последнее слово, рас крывающее антигуманный смысл фразеологизма, добавлено самой Анной, но не придумано ей. Этим словом нередко (см. у В. В. Докучаева) сопровождалось употребление тер мина и отношение между ними — синонима к доминанте. Здесь пока обозначен объективный модальный план. Модальный план субъективизируется, одновременно в нем продолжается и линия объективного плана, вы р аж а ющегося в тривиальном смысле; утверждение себя среди 1 Ср. у Д арвина: «Я долж ен предупредить, что применяю этот тер мин в широком и метафорическом смысле, вклю чая сюда зависимость одного существа от другого, а такж е вклю чая (что еще важ нее) не толь ко ж изнь одной особи, но и успех ее в оставлении после себя потомства» (Соч., т. 3, АН СССР, М .-Л., ‘1939, стр. Э16). 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=