ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].

■бернатора, Толстой подчеркивает глубину падения человека, - который настолько привык к состоянию опьянения, что уже не способен относиться к себе критически и, жела я оправ ­ даться перед самим собой, прибегает к пословице, звучащей в его устах как пустое балагурство. Описывая состояние Нехлюдова, сомневавшегося, ж е ­ ниться ли ему на Мисси, Толстой использует крылатое вы ­ ражение буриданов осел, замечая, что Нехлюдов сам, иро­ нически относясь к своим колебаниям, называл себя б ур и ­ дановым ослом: «Так что доводов было столько же за, сколь­ ко и против; по крайней мере по силе своей эти доводы были равны, и Нехлюдов, смеясь сам над собою, называл себя буридановым ослом. И все-таки оставался им, не зная, к какой из двух вязанок обратиться» (стр. 24). В дневнике Нехлюдова употреблен фразеологизм увидать бревно в собственном гла зу, созданный на базе пословицы в чужом г л а зу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем, восходящий к евангельскому изречению. Оборот увидать бревно в своём гла зу является окказиональным фразеоло­ гизмом в значении «суметь увидать в полной мере собствен­ ные погрешности и пороки». С помощью этого оборота пе­ редана коренная перестройка в сознании Нехлюдова, показан ■его новый нравственный облик. На основе этого фразеоло­ гизма построен афоризм, который концентрирует мысль, р а з ­ витую в предыдущем рассуждении, облекая его в образную форму: «С отвращением и ненавистью я говорил с ней и по­ том вспомнил о сёбе, о том, как я много раз и теперь был, хотя и в мыслях, виноват... Только бы всегда вовремя успеть увидать бревно в своем глазу, как бы мы были добрее». ( (стр. 345). Последняя фра з а принадлежит Нехлюдову, но в ней от ­ ражены и воззрения самого Толстого, верящего в действен­ ность объективного самоанализа как способа нравственного оздоровления. IV. Пословицы и поговорки, встречающиеся в речи пред­ ставителей разных сословий, часто служат перифрастически­ ми синонимами слов и словосочетаний, конкретизирующими или обобщающими их смысл. Так, в словах старой кресть­ янки, обращенных к Масловой: «Да уж, видно, т ак ая твоя планида... От тюрьмы да от сумы, видно, не отказывайся. Не сума — т ак тюрьма» (стр. 122) поговорка подытоживает и уточняет основную мысль высказывания. Фразеология уст­ ной народной речи здесь приобретает обобщенный смысл. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=