ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1974. [Ч.1].

гиозном сознании братства всех людей». Д ел а я доброе дело «для души», крестьянин рассуждает о том, что пища в душу не идет при виде нищих. «А то и в душу не пойдет»,— гово­ рит автору один бедный крестьянин, если не приютит он и не накормит прохожего. «В душу самому не пойдет, если не посадить с собой за стол» (там ж е ). Фразеологические обороты д л я души, в душ у не пойдет и под., характеризующие нравственную сторону поведения русских крестьян, затрагивают лишь одну сторону пробле­ мы о роли крестьянства в обществе. Толстой касается и другой, социальной: «А между тем,— говорит он,— дело это, кроме того, что есть доброе дело «для души», есть дело огромной важности для всего русского общества» (486). «Замечательно сильный протест», выражающий дух и н а ­ строение кресьянства, заключен во многих экспрессивных а в ­ торских оборотах. Именно в них заметно «срывание всех и всяческих масок» с тех, кто повинен в бедствиях народных. Крестьяне, доведенные до нищеты и отчаяния, по категори­ ческому заключению писателя, не только разнесли бы все дома богатых, «но и поубивали бы всех, кто стоял бы им на дороге» (486). Крестьяне видят в господах «разбойников, грабителей, пьющих кровь рабочего народа» (488), ненави­ дят их «всей силой своей нужды» (там же ). Л. Н. Толстой касается и отношения крестьян к формуле непротивления з л у насилием. Ответ крестьян на реплику «Уничтожится зло вне нас, только когда оно уничтожится в нас» (489), содержит трижды повторенный глагол мстить. Ненависть народа к его врагам олицетворяется Толстым в образах Ра зина и Пугачева. . «Форсированное пореформенное разорение деревни» осо­ бенно убийственно характеризуется набором устойчивых оборотов, показывающих отношение чиновников разных уровней к нуждам и попранным человеческим правам кресть­ ян и к правительственной политике ограбления. «Греха не оберешься». В этих словах старосты еще видно сочувствие крестьянам.. О волостном старшине говорится, что он «не позволяет уже себе осуждать начальство, почти не сомнева­ ется в необходимости своей должности» и безгрешности сво­ его участия в этих делах. «Ведь нельзя же и потачки до- вать»,— говорит он в свое оправдание. Фразы о земском начальнике еще показательнее: «мало было сочувствия к трудному положению бедняков», «мало было сомнений в нравственной законности своей деятельно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=